По данным Общественной палаты, в России работает более 1,2 тысячи членов ОНК. Они занимаются общественным контролем обеспечения прав человека в изоляторах временного содержания и исправительных колониях. Кандидатов в члены ОНК представляют общественные организации, а решение об их выдвижении принимает высший орган управления.
По уставу таких объединений, съезды, конференции и общие собрания проводятся раз в два-три года. Это во многом усложняет процесс принятия решений о выдвижении кандидатур в составы ОНК. Сделать это оперативно не получается и приводит к срыву формирования ОНК в регионах. Депутаты Госдумы хотят дать право принимать решения о выдвижении членов в ОНК регионов постоянно действующим руководящим органам организаций. В тонкостях проблемы разбиралась «Парламентская газета».
Контроль правНаблюдательная комиссия следит за тем, как соблюдают права человека в колониях, тюрьмах и следственных изоляторах. Также члены ОНК выполняют посреднические функции между администрацией исправительных учреждений и заключенными. Ряды общественной наблюдательной комиссии формирует Общественная палата.
В разных регионах в состав ОНК входят от 5 до 40 человек. Выдвигать кандидата могут любые общественные объединения, зарегистрированные и действующие не менее пяти лет, кроме политических партий, религиозных конфессий и НКО из реестра иностранных агентов. Максимально можно состоять в ОНК три срока по три года.
Члены ОНК имеют возможность беспрепятственно посещать любые учреждения с местами принудительного содержания МВД, ФСИН, ФСБ, Минобороны, Минобразования, Минздрава. Уведомить о своем посещении начальника территориального органа они могут за сутки, а при необходимости и за пять минут. Также члены ОНК могут использовать в установленном законом порядке средства видеофиксации — фотоаппараты и видеокамеры.
Нарушены нормы питанияНа сегодня армия ОНК — 1235 человек, комиссии пока не сформированы только в новых регионах, рассказала «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений и соавтор законопроекта Ольга Тимофеева. Наиболее активны ОНК в Москве, Свердловской, Челябинской, Нижегородской и Московской областях, Республике Крым, Приморском крае, отметила депутат.
По ее данным, в 2023 году общественники посетили места принудительного содержания свыше 4,5 тысячи раз, направили больше 2 тысяч заключений и предложений.
«В 2024-м цифры на таком же уровне — свыше четырех тысяч посещений. Вопиющих, из ряда вон выходящих нарушений за это время, как пояснили представители ФСИН, выявлено не было. Чаще всего нарушения связаны с коммунальными и санитарными условиями, с обеспечением медициной, пожарной безопасностью, соблюдением норм питания. Общественники как раз и нужны, чтобы постоянно держать ситуацию на контроле», — подчеркнула парламентарий.
Обновление ОНКПо словам Тимофеевой, в 2025 году в 58 регионах России произойдет обновление составов ОНК. «В соответствии с действующим законом решение о выдвижении принимает высший орган управления организации. Как правило, в соответствии с уставами съезды, конференции и общие собрания проводятся один раз в 2—3 года. Оперативно принять решение о выдвижении кандидатур невозможно. Законопроект должен не допустить срыва формирования ОНК в регионах в этом году. Мы предлагаем дать право принимать решения о выдвижении членов в ОНК регионов постоянно действующим руководящим органам организаций», — рассказала депутат.
Тимофеева добавила, что процесс работы ОНК остается неизменным: «Мы лишь упрощаем барьеры, чтобы все комиссии были сформированы и начали работать в полном составе».
В профильном комитете законопроект поддержали. Рассмотреть в Госдуме в первом чтении его планируют 18 февраля.
Печать