Падение Silicon Valley Bank – крупнейший крах американского банка с 2008 года – шокировало рынки. Рухнули финансовые акции по всему миру, а защиту от призрака банковского кризиса инвесторы стали искать в драгметаллах и казначейских обязательствах.
Вчера банковские регуляторы Калифорнии весьма оперативно отреагировали на ставшие известными накануне проблемы SVB Financial Group, владеющей Silicon Valley Bank. Ключевой для Кремниевой долины и в целом для мира венчурных инвестиций США банк был официально закрыт DFPI (California Department of Financial Protection and Innovation).
Silicon Valley Bank передан под контроль FDIC (Федеральная корпорация по страхованию депозитов). Та в свою очередь создала Deposit Insurance National Bank of Santa Clara, куда будут переведены депозиты проблемного банка.
Стандартная страховка FDIC покрывает до $250 тыс. на вкладчика. Вернут ли им в конечном итоге больше, будет зависеть от суммы денег, которую регулятор получит, продав активы Silicon Valley Bank. Еще одним вариантом может быть получение контроля над банкротом другим банком.
Согласно пресс-релизу FDIC, в конце декабря общие активы SVB составляли около $209 млрд, а депозиты — $175,4 млрд. Но она заявила, что пока неясно, какая часть депозитов превышает страховой лимит.
Это первый подобный случай для FDIC с 2020 года и крупнейший крах американского банка со времени мирового финансового кризиса нулевых годов. Последним банкротством такого масштаба было падение Washington Mutual в 2008 году – его активы составляли $307 млрд.
«Конкурсное управление FDIC положит конец неопределенности в отношении этого конкретного банка, - цитировал вчера Bloomberg профессора права Корнельского университета Сауле Омарову. – Но я не думаю, что это само по себе помешает людям чувствовать себя менее защищенными, если у них есть какие-то рисковые активы или они держат деньги в банках с аналогичным профилем риска. Набеги на банки во многом связаны с психологией, а в этот момент очень рационально нервничать».
Насколько нервничают сейчас именно вкладчики, достоверно сказать трудно. Хотя через какое-то время надежным свидетельством этого и могут стать падения других банков. Но вот инвесторы обеспокоены весьма и весьма.
По всему миру идет сброс финансовых акций. Драгоценные металлы и казначейские облигации дорожают – в них инвесторы ищут защиты. Золото и серебро прибавили вчера более, чем по 2%. Доходности US Treasuries (они меняются обратно пропорционально котировкам) падали на десятки базисных пунктов.
Общеевропейский индекс Euro Stoxx Banks показал вчера худший день с июня, снизившись на 4%. Акции Deutsche Bank упали на 7%, Banco Sabadell – на 5%, Societe Generale – на 4,7%, ING – на 4,8%.
Для банковских индексов в США худший день с 2020 года случился еще накануне, когда появились первые новости о проблемах Silicon Valley Bank. Но вчера падение бумаг продолжилось с новой силой – особенно акций региональных американских банков, торги которыми приходилось не раз останавливать.
Акции First Republic падали вчера на 9,5%, бумаги PacWest Bancorp рухнули на 35%. А Signature Bank, известный связями с миром криптовалют, лишился 21% капитализации. S&P Regional Bank ETF упал по итогам дня на 4,4%, потеряв с начала недели 16% – худший результат с марта 2020 года.
Это неудивительно, ведь корни проблем закрытого вчера банка – при всех особенностях и рискованности его операций – в ужесточении денежно-кредитной политики ФРС. А это то, чем занимаются сейчас многие центробанки. И влияет это почти на все финансовые организации.
Активы, созданные во времена околонулевых ставок, частично дешевеют, как например, облигации, а частью становятся более токсичными. Доходы банков падают, а расходы на удержание клиентуры и привлечение средств растут. И какие еще “скелеты в шкафу” скрывает сейчас банковский сектор, рынкам остается только гадать.
Печать