Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов - о ходе президентских выборов в Гвинее-Бисау.23 ноября в Гвинее-Бисау после роспуска парламента в декабре 2023 года и длительного конституционного кризиса, вызванного противоборством парламента и президента, прошли досрочные всеобщие выборы.
Однако спустя сутки после голосования 2 главных кандидата объявили о своей победе, не дожидаясь публикации данных избиркома.
Штаб оппозиционного кандидата Фернанду Диаша да Кошты первым заявил о "преодолении порога в 50% голосов", а уже через несколько часов команда действующего президента Умару Сисоку Эмбало выступила с аналогичным заявлением, назвав любые разговоры о II туре "неуместными".
В свою очередь, избирком хранит молчание, несмотря на то что должен был опубликовать результаты в течение 48 часов: к настоящему времени известно только то, что предварительно явка превысила 65% (в списке внесено около 900 тыс. избирателей).
КонтекстУмару Сисоку Эмбало впервые победил на президентских выборах в 2019 году: уже тогда результаты оспаривались перешедшей в оппозицию партией PAIGC, ранее правившей в стране с 1972 года. С тех пор страну регулярно сотрясают политические кризисы.
В 2022 году на фоне конфликта с оппозицией Эмбало впервые распустил парламент, а после поражения на досрочных парламентских выборах в 2022 году повторил это еще раз в декабре 2023 года, сославшись на "попытку переворота" во время его участия в конференции COP28 в Дубае.
После этого спикер парламента Домингуш Симоеш Перейра обвинил президента в "конституционном перевороте", что не помешало Эмбало самостоятельно сформировать лояльное правительство и продлить срок своих президентских полномочий, формально окончившихся 27 февраля 2025 года.
Хотя впоследствии Верховный суд официально продлил мандат Эмбало до 4 сентября, оппозиция продолжила настаивать на нелигитимности действующего президента.
Партии и кандидатыИнтрига вокруг выборов начала формироваться задолго до дня голосования: сначала Верховный суд отказался включить в бюллетень партию PAIGC и сформированную вокруг нее коалицию PAI-Terra Ranka из-за опоздания с подачей списков кандидатов, а затем 14 октября не допустил к участию в президентских выборах лидера PAIGC Домингуша Симоеша Перейру, вернувшегося в страну после 9-месячного изгнания, который считался главным соперником Эмбало.
Эти действия вынудили оппозицию перестроить свою тактику, в результате чего в качестве единого кандидата был выставлен 47-летний Фернанду Диаш да Кошту (формально был зарегистрирован как самовыдвиженец) — малоизвестный политик, стремительно набравший популярность благодаря поддержке Перейры и PAI-Terra Ranka.
Однако главным фаворитом гонки оставался 53-летний президент Эмбало, отставной генерал, опиравшийся на широкую коалицию "Республиканская платформа" (PRNKG), в которую вошли более 20 партий и движений, включая пропрезидентскую партию Madem G15.
Таким образом, хотя формально за пост президента боролись 11 кандидатов (12-й кандидат, Сига Батишта, снял свою кандидатуру в пользу да Кошты), включая экс-президента Жозе Мариу Ваша, фаворитами гонки стали Эмбало и да Кошту.
Вместе с президентскими выборами проходили выборы 102-местной Национальной народной Ассамблеи, в которых участвовали 14 объединений:
100 депутатов избираются по закрытым спискам в 27 многомандатных округах,
2 депутата — в одномандатных округах, представляющих диаспору в Африке и Европе.
ПрогнозыВероятная победа Эмбало не только сделает его первым за 30 лет лидером Гвинеи-Бисау, сумевшим переизбраться на 2-й срок, но и фактически завершит консолидацию его власти.
Однако исключение из политического процесса PAIGC, крупнейшей и старейшей партии страны, подрывает его легитимность и дает повод для введения санкций со стороны ЭКОВАС и Афросоюза, что не только ударит по экономике страны, но и может привести к политической изоляции.
На этом фоне у внешних игроков — и особенно у России, с которой Эмбало давно выстраивает близкие отношения — появляется новое окно возможностей для усиления влияния.
Печать