Руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о предвыборной ситуации в Дагестане.В Дагестане полным ходом идет демонтаж клана бывшего госсекретаря Магомедова. Вот и депутаты Буйнакского райсобрания
отправили в отставку главу района Уллубия Ханмурзаева. Официально – за неисполнение служебных обязанностей (он на СВО).
Некоторые мои коллеги, не слишком разбирающиеся в дагестанской ситуации, пишут, будто бы с Магомедовым якобы было связано множество депутатов, вплоть до Госдумы. Конечно, это слишком большое преувеличение. Фактически, в Народном собрании в его клику непосредственно входил только сын Магомед Магомедов. Он был директором «МСБ холдинга», учрежденного его отцом, но мандата уже лишился. Абсолютно очевидно, что никаких политических перспектив в 2026 году у него нет.
С Магомедовым-старшим также были связаны несколько влиятельных муниципалов. Например, глава Карабудахкентского района Махмуд Амиралиев (племянник бывшего госсекретаря), глава Буйнакского района Уллубий Ханмурзаев, глава Гунибского района Расул Гусейнов.
Амиралиев задержан за взятку, Гусейнов остается пока. Но в целом очевидно, что клан Магомедова пал. А те люди, которые хоть как-то были с ним связаны, быстро отстроились от токсичного госсекретаря (экс).
Также ранее стремительно разваливались и другие влиятельные клики в Дагестане (как правило, после ареста их патронов). Так было с мэром Махачкалы Саидом Амировым в 2013 году или, скажем, с премьером Абдусамадом Гамидовым в 2018 году. Другие кланы распались менее болезненно, скажем, с еще одним премьером Хизри Шихсаидовым (но удар был нанесен не по нему, а по сыну, главе Буйнакского района Даниялу Шихсаидову в 2015 году).
Так что, делать прогнозы о том, какие кланы будут определять предвыборную карту, сложно. В Дагестане все меняется быстро. Некогда самые влиятельные люди могут в одночасье оказаться никем. Могу лишь с уверенностью сказать, что наиболее влиятельные фигуры, сформировавшие самые устойчивые патрон-клиентеллистские сети, – это сенатор Сулейман Керимов, депутаты Госдумы Сайгидпаша Умаханов и Джамаладин Гасанов. Они точно останутся. По крайней мере, с 90%-ной вероятностью.
Печать