Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Мария Минчева – о муниципальных выборах в Грузии и провальной стратегии оппозиции.В ходе прошедшей в Грузии кампании состоялись выборы в органы местного самоуправления одновременно в 64 муниципалитетах и районах страны. По итогам избраны мэры пяти самоуправляемых городов: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Рустави и Поти. А также главы еще 59 муниципалитетов и депутаты местных городских собраний – сакребуло. Участие в выборах приняли 12 политических партий.
Как сообщила представитель Центральной избирательной комиссии Натия Иоселиани, итоговая явка избирателей составила 40,93% (1 438 116 человек).
Во всех муниципалитетах страны победили представители правящей партии «Грузинская мечта». Их результаты в разных регионах варьируются от 70 до 91%. В целом голоса распределились следующим образом:
– «Грузинская мечта» получила 81,7% (1 104 545 голосов);
– «Сильная Грузия – Лело» забрала 6,7% (90 790 голосов);
– «Гахария за Грузию» заработала 3,7% (49 815 голосов);
– «Гирчи» достались почти 3%, (40 037 голосов)
– «Консерваторы за Грузию» получили 2,6%. (35 312 голосов).
Остальные партии, принявшие участие в выборах, набрали менее 1%.
Любопытная ситуация сложилась в Поти – на пост мэра был зарегистрирован единственный кандидат (в Грузинском законодательстве возможно проведение выборов если зарегистрирован всего один участник) – член «Грузинской мечты» Бека Вачарадзе. В итоге, за него проголосовали все пришедшие на выборы – 14 431 избиратель, то есть 100% участников голосования. И это, конечно же рекорд, достойный Книги Гиннеса.
Надо отметить, что полученные результаты оправдали прогнозы. Никакой интриги не ожидалось, особенно после того, как оппозиция (Партия «ЕНД», «Стратегия Агмашенебели» и ряд других политических сил) объявила бойкот выборам и не стала на них регистрироваться (что для меня лично выглядит странно, так как основной из целей создания любой партии как раз и является участие в избирательном процессе).
В итоге «Грузинской мечте» оппонировали не очень крупные и малопопулярные партии, которые к тому же почти не вели свои избирательные компании. Сужу по Батуми, в котором лично наблюдала работу партийных штабов «Грузинской мечты», «Лело» и «Гахария за Грузию».
В целом день голосования по стране проходил спокойно, без инцидентов и провокаций, что было отмечено также иностранными наблюдателями, коих прибыло в страну более 3000 человек (больше, чем избирательных участков). Сумятицу внесли только оппозиционные лидеры ЕНД, которые уже в середине дня голосования начали призывать своих сторонников собираться в 16 часов на проспекте Руставели в Тбилиси на мирный протест против результатов выборов. Здесь стоит отметить, что цивилизованный протест, обычно организовывается по результатам выборов, а не до того, причем теми, кто в избирательной кампании участвовал, а не бойкотировали ее целиком и полностью.
Иными словами, грузинская оппозиция выступала против итогов в принципе, и не суть важно каких именно. Но самое удручающее в этой ситуации то, что, собрав несколько тысяч человек и перекрыв проспект Руставели в Тбилиси (на остальные города сил у оппозиционеров, само собой, не хватило), лидеры «мирного протеста» стали призывать толпу идти на штурм Президентского дворца на Арбелиани. В результате протестующие сломали забор и прорвались ко дворцу, где были остановлены спецназом. Противостояние длилось несколько часов. Пострадали 21 полицейский и несколько протестующих. Были применены водометы и слезоточивый газ.
По итогу за призывы к групповому насилию и попытку совершению государственного переворота арестованы:
– член оппозиционной партии «Единое нацдвижение», экс-генпрокурор Муртаз Зоделава;
– член «Единого нацдвижения» Ираклий Надирадзе;
– лидер протестного движения «Проспект Руставели», оперный певец Паата Бурчуладзе;
– генеральный секретарь партии «Стратегия Агмашенебели» Паата Манджгаладзе;
– экс-замглавы Генштаба Вооруженных сил Грузии, полковник Лаша Беридзе.
Все эти политические деятели – люди с большим опытом государственного управления и социальной активности за плечами – не стали заморачиваться поиском фактов нарушений, сбора протоколов, работой с иностранными наблюдателями, собственно наблюдением за ходом голосования, работой со СМИ с целью донесения какой-либо конструктивной позиции, не стали комментировать программы других партий-участников голосования. Протест и Точка!
На мой взгляд, насилие, силовой захват власти, попытка переворота – изначально
провальная стратегия, у которой нет цели, только путь.
Теперь им грозит до 9 лет тюрьмы, и они присоединяться к своему бывшему лидеру Михаилу Саакашвили в заключении. Так грузинская оппозиция, как унтер-офицерская вдова, сама себя высекла.
Печать