На днях список высокопоставленных чиновников, арестованных по коррупционным делам, пополнил замгубернатора Краснодарского края – атаман Александр Власов. Ранее в центре внимания оказались громкие задержания в Нижнем Новгороде, Архангельской области, на Камчатке, в Карелии и других регионах.Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев:Коррупции в стране больше не стало, но усилилась требовательность к сбережению каждого бюджетного рубля. Любая деятельность или бездеятельность, усиливающая уязвимость государства перед враждебными действиями, должна беспощадно наказываться.
Снисходительности по отношению к коррупции пришел конец в условиях СВО, времена поменялись. Некоторые чиновники перестроиться не успели, зато
перестроились силовики. Неприкосновенных нет, и даже губернаторы о задержаниях в своем окружении узнают постфактум. Поскольку институт репутации у нас тоже имеет особый путь, имиджевые потери губернаторов некритичны. Люди привыкают ко всему, включая громкие задержания.
Политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Павел Склянчук:На мой взгляд, сегодня тема борьбы с коррупцией не является рискованной для власти. Но не потому, что чиновники стали кристально чистыми, а потому, что на передний план выходят более острые экономические и социальные вопросы. В относительно мирное время запрос на борьбу с коррупцией снова возобладает в общественном мнении, поскольку она воспринимается как проявление несправедливости, а это наиболее чувствительный вопрос в нашем культурном коде. Подобные скандалы тоже не сильно ударяют по имиджу губернаторов, так как увольнять с должности теперь принято задним числом.
Вопросы наличия папочек на чиновников сегодня могут периодически использоваться как инструменты внутриэлитной борьбы, так и для того, чтобы показать тенденцию к борьбе с коррупционерами в определенных сферах. К числу таких дел я отношу больше расследования нарушений, связанных с обороноспособностью страны: здесь уголовные дела и бывшего губернатора Курской области, и чиновников Минобороны. Что касается арестов в Нижнем Новгороде, на Камчатке, Краснодарском крае и т. д., то это все из области внутриэлитных переговоров. А вот тренд на нулевую толерантность к нарушениям, связанным с гособоронзаказом, – уже общенациональная установка, которая, не исключаю, исходит напрямую от первого лица.
Конечно, нужна общая кадровая стратегия, направленная на предотвращение случаев коррупции на госслужбе. Хотя бы начать с муниципального, регионального уровня, разобраться, какие чаще используются коррупционные схемы, потому что наличие папочек с компроматом или накопленным материалом – это тоже не институциональная вещь. То есть человек работает и не понимает, от кого или чего зависит его будущее: от политического покровительства или неукоснительного следования закону. Нужны более прозрачные правила игры, которые позволят госслужащим выполнять ответственные задачи, не опасаясь, что если изменится политическая конъюнктура, то они окажутся в местах лишения свободы.
Печать