Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о выступлении вице-президента США Вэнса в Мюнхене.Внимание «российских Интернетов» сейчас в значительной степени приковано к содержанию мюнхенской речи вице-президента Вэнса. И это не вызывает удивления. С одной стороны, с момента инаугурации Трампа большинство прогностической аналитики по эту сторону океана прекрасно укладывается в формулу «вот приедет барин…» (и это касалось отнюдь не только конфликта на Украине и «терок» Вашингтона с Пекином). С другой стороны, выступление «соправителя» американского лидера в немалой степени напоминает знаменитую мюнхенскую речь российского президента. Как и Владимир Путин 18 лет назад, «Джей Ди» Вэнс сообщил европейским коллегам по опасному политическому бизнесу много нового, но мало приятного. Лидеры «старушки Европы» узнали, что они «душат демократию», вставляя палки в колеса «классово близким» для Трампа политическим силам и религиозным движениям, преследуют «диссидентов» (в лучших традициях незабвенного Леонида Ильича) и плевать хотели на мнение «широких народных масс», в том числе – в вопросах миграции.
Первую реакцию на это наверняка хорошо описывает фраза «Часовню тоже мы развалили?» Потому что, во-первых, американские элиты, включая лично Дональда нашего Фредовича, сами с завидной частотой обращаются к избирателям с хрестоматийной фразой «F..k you, asshole» с четкими нотками австрийского акцента бывшего губернатора Калифорнии. Будь все иначе – Трамп бы уже одной рукой подписывал приказ об обнулении студенческих кредитов, а другой строчил законопроект о введении потолка цен на аренду недвижимости, попутно наговаривая секретарю законопроект о введении всеобщего медицинского страхования в США.
Во-вторых, делать пакость политическим оппонентам – это старейшая политическая традиция самих США. Республиканцы просят «пояснить за бабки» Хантера Байдена, демократы интересуются, чем Трамп занимался с бывшей актрисой кино для взрослых. И было бы странно, если бы все обстояло иначе. В устах Вэнса обвинения в подавлении политических оппонентов и диссидентов в адрес европейцев напоминают, по-хорошему, попытку одного гангстера опозорить другого за счет раскрытия факта уклонения от налогов.
В целом выступление Вэнса содержательно во многом прекрасно описывает цитата римского сенатора Лампадия: «Это предложение не о мире, а о рабстве». Правящим европейским партиям фактически предложили «потеряться» и по-хорошему уступить место на политическом Олимпе местным правым. И вполне понятно, что этот посыл вряд ли вызовет реакцию «хэнде хох» (разве что если Вэнс привез с собой в прогулку по историческим местам дивизию «клекочущих орлов»). Европейцы прекрасно понимают, что 1) республиканская партия сильно разделена внутри и далеко не все ее фракции поддерживают Трампа, 2) «слоны» почти гарантировано лишатся части мест в Конгрессе по итогам промежуточных выборов, поскольку их кандидат – действующий президент, а значит партия должна отвечать и за его «косяки», и в целом за неудачи власти, 3) Трамп в последний раз находится на посту главы государства, а других настолько «буйных» лидеров нет в запасе ни у синих, ни у «красных».
К чему же тогда был этот «аттракцион неслыханного хамства»? Во-первых, вероятнее всего, Трамп намерен отказаться от принципа воздействия на дела Европы через контакты с правящей партией. Его команда намерена играть на противоречиях между властью и оппозицией, время от времени поддерживая последнюю. Во-вторых, за счет выступления Вэнса Трамп бросил кость одной из важнейших фракций своего электората – христианским фундаменталистам, недовольным как стесненным положением некоторых «братьев по вере» в Европе, так и политикой европейских левых по ряду вопросов, вызывающих у среднестатистического республиканского избирателя эпилептические припадки (аборты, гендерная политика, мультикультурализм и пр.).
Печать