Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о ситуации на европейском торговом рынке.Европейскому бизнесу объясняют, с кем хорошо торговать, а с кем плохо. Совокупная доля Китая и России во внешней торговле ЕС потеряла 9 п.п. с максимумов 2022 года или больше трети. Спрашивали ли у европейского бизнеса, что он об этом думает? Нет: политики ввели санкции на работу с российским бизнесом и пошлины на товары для Китая. Бизнесу пришлось подчиниться.
Но если против России ведется открытая и в общем-то нескрываемая война, то против Китая играют тоньше, ибо страшно как бюрократам ЕС, так и Китая. Торговые и экономические связи ЕС-Китай намного шире, как и взаимные инвестиции. Торговая война между ЕС и Китаем будет стоить Европе не дешевле «запрета» России. Однако обострение неминуемо, и с приходом Дональда Трампа лишь ускорится.
Пока же европейский бизнес пытается опереться на американский рынок. Не потому что работать с США выгоднее, а потому что газ, нефть и уголь нужно где-то покупать. А за это американцы приоткрыли рынок США для европейской продукции (лекарств и автомобилей).
Печать