Политический юрист, специалист в области конституционного правосудия, эксперт Центра ПРИСП Иван Брикульский – о нюансах ратификации Украиной Римского статута. ТАСС пишет, что Украина ратифицировала Римский статус. Но есть один нюанс...
Верховная Рада Украины ратифицировала Римский статус с оговоркой:
«Украина заявляет, что в течение семи лет после вступления в силу Римского статуса для Украины она не признаёт юрисдикции Международного уголовного суда по поводу преступлений, указанных в статье 8, когда, вероятно, идёт речь про преступления, совершённые её гражданами».Грубо говоря, Украина в течение 7 лет не признаёт юрисдикции МУС, когда речь идёт о преступлениях своих граждан.
Стало интересно: а разве можно делать такую оговорку?
Как оказалось — нет.
Во-первых, статья 120 Римского статуса не допускает никаких оговорок:
Никакие оговорки к настоящему Статуту не могут делаться.В статье 19 Венской конвенции о праве международных договоров говорится, что любое государство «может при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединения к нему формулировать оговорку, за исключением тех случаев, когда: a) данная оговорка запрещается договором». Как видим, тут оговорки прямо запрещаются.
Во-вторых, в той же Венской конвенции есть интересная позиция (ст. 53):
Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права.
Напомню, jus conges у нас это:
Императивная норма общего международного права (jus cogens) является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права (jus cogens), носящей такой же характер.Императивные нормы, которые касаются военных преступлений и преступлений против человечности, появились из уже действующих норм обычного международного права.
Говоря проще, недопустимость военных преступлений — самый настоящий jus cogens, и никакое государство не может делать оговорку, которая это исключает.
Следовательно, украинская оговорка к Римскому статуту — ничтожна: Украина не может не отвечать за военные преступления.
Если у вас другое мнение — пишите в комментариях, интересно.
UPD: в комментариях поправляют, что по ст. 126 Римского статута, делать такие заявления можно. Но проблема в другом:
Украина сняла юрисдикцию по гражданам, но не по территории. А есть мнение, что по смыслу этой нормы выбрать нельзя, только пакетом. Тогда Украине это заявление придётся отозвать, потому что без признания юрисдикции по территории их ратификация бессмысленна.
Печать