Кандидат биологических наук, член Экспертного совета ЭЦ «ПОРА», заместитель директора Национального комитета экологической безопасности (НКЭБ), член комиссии противодействия коррупции в сфере экологии и природопользования НКОК, ихтиолог, эколог Анна Ридигер – о дискуссии относительно возможности изменения норм содержания мышьяка в рыбной продукции в ходе заседания рабочей группы по Арктике. Россия экономически блокируется извне. Лишаться квот на добычу водных биоресурсов (ВБР), не «выработав ресурс» и снизив промысел, нельзя, это очевидно.
Рынок морепродуктов внутри большой страны не заполнен, продукция востребована и признана полезной.
Ранее установленные нормы содержания тех или иных веществ в добытых ВБР препятствуют допуску на российский рынок. В частности, речь идет о мышьяке.
Мышьяк широко распространен в природе, и наиболее богаты им морские организмы. И я не стала бы относить этот факт к категории экологической опасности: мышьяк накапливается в результате природных процессов. В частности, чем выше соленость моря, где добывается рыба, тем больше вещества в мышцах водных обитателей. Вопрос определения допустимого уровня содержания мышьяка в рыбопродукции - вопрос к Росрыболовству и Роспотребнадзору.
Уточню, что «Общий мышьяк» в ВБР состоит из двух компонент: неорганической и органической. Неорганический растворимый мышьяк является сильным ядом и относится к канцерогенам 1-й группы. Он влияет на желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую, неврологическую, кожную и иммунную системы человека, а также обладает нейротоксическим действием и гепатотоксичностью.. Научные исследования показали, что неорганическая составляющая общего мышьяка очень мала и составляет меньше 1% в составе общего мышьяка. Органические соединения мышьяка, по научным данным, опасности для человека не представляют. В рыбе и морепродуктах мышьяк содержится часто в органических соединениях, которые считаются либо нетоксичными, либо малотоксичными.
Утверждённые в 2011 году законодательством нормы, основанные на ГОСТ СССР, рассчитаны на содержание общего мышьяка. Его содержание не должно превышать 5 мг на кг продукции. На сегодняшний день определение неорганических токсичных форм вещества пока не входит в практику контроля. Очевидно, настало время решить этот вопрос и заняться отложенными задачами.
Печать