Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый в своем Telegram-канале продолжает следить за обстановкой на Украине.Украина. Итоги 09.07.2023. Пятьсот первый день операции.
1. За последнюю неделю боевые действия на фронтах потеряли прежнюю динамику. Фокус наступления ВСУ сместили с юга на фланги Артёмовска, где ранее удалось потеснить российские части у Клещеевки и Берховки и создать ощущение, что без эшелонированной обороны россиян можно добиться оперативных успехов. Однако ВС РФ отбили все позиции и провели ряд успешных контрнаступательных операций.
2. Небольшой плацдарм ВСУ у Антоновского моста под контролем: диспозиция такова, что окончательно зачищать его невыгодно, а развить наступление с него у ВСУ не получится. Работино, Пятихатки, Времевский выступ – все направления практически без перемен. Украинцы продолжают работать мелкими группами без техники и массированной артиллерии, что превращает штурмы в «мясные».
3. На севере продвижение ВС РФ затормозилось из-за серии локальных контрнаступательных действий ВСУ. В перспективе, однако, активность российской армии здесь сохранится: на данном ТВД у нас просто сильнее группировка. Вероятно постепенное продвижение в направлении Купянска, Оскольского водохранилища и Северска.
4. В целом. Неудача украинского наступления очевидна для всех. Однако оно было своевременно переформатировано, так что удалось сохранить не только половину сосредоточенной для этих целей группировки, но и три четверти всей переданной в этом году западной техники. При этом поставки продолжаются и часть потерь уже восполнено. Теоретически это открывает возможности для нового наступления, но без передачи снарядов, систем ПВО и авиации оно будет также обречено. Отдельные территориальные приобретения для ВСУ не решают глобальную задачу перехвата инициативы и существенного давления на обороноспособность ВС РФ.
5. Провал наступления открывает окно для поиска мирной платформы, которая в пределе может звучать, как «территории в обмен на мир», однако подразумевает и массу пока неразрешимых нюансов, ключевых для российской стороны: легитимация нового статус-кво, неподконтрольная территория новых российских регионов, снятие санкций. А также вопрос демилитаризации Украины, что сегодня может считаться основным критерием победного формата для России.
6. Кроме того, сложнейшим вопросом для дипломатов станет урегулирование проблемы фронта у Донецка: и Авдеевка, и Марьинка остаются под контролем ВСУ, с данного плацдарма продолжаются обстрелы российских городов и убийства мирных жителей. Части ВС РФ безуспешно штурмуют хорошо укреплённые украинские позиции с большими потерями. Но без глобальных наступательных решений успех здесь невозможен. Это направление стоит рассматривать в перспективе гипотетических активностей ВС РФ, поскольку, имея в виду всю ЛБС, только здесь важен именно контроль территории.
7. Дальнейшее решение по украинскому конфликту будут принимать в ближайшие месяцы в Вашингтоне, исходя из интересов своей предвыборной кампании, причем ни заморозка, ни активизация фронта не являются выгодными вариантами для нынешней администрации, ищут некий «третий» вариант.
8. В свою очередь Москва продолжает наращивать наступательный потенциал в тылу СВО, оценивая свои возможности в случае провала идеи мирных переговоров и исчерпания оборонительной концепции. Вышеперечисленные проблемные точки не могут позволить надолго заморозить фронт в позиционной стадии. Однако если возможности обороны ВС РФ представили как достойные, о потенциале наступления мы пока можем лишь догадываться. Технически и количественно такие операции возможны уже сегодня, однако потери наступательной группировки могут надолго лишить наши военные силы пространства для манёвра.
9. Удары по Крымскому мосту, российским городам, теракты и политические убийства, а также всевозможные «зерновые сделки» и «возвращения азовцев» имеют весьма опосредованное отношение к стратегической сути конфликта и являются частью большой информационно-гибридной кампании, оттеняющей слабость противника на ТВД. А потому весьма ожидаемы в ближайшее время.
Печать