На днях в Госдуму поступил проект закона «О Северном завозе».
Тем, кто не жил на Северах, сложно понять, насколько этот проект важен для жителей Арктики,
отмечает Telegram-канал "Якутия 2100".
Между тем понятие «Северный завоз» подразумевает доставку в арктические районы страны абсолютно всего необходимого для жизни в экстремально суровых условиях.
Буквально от гвоздей и спичек до топлива и продуктов питания.
При этом, несмотря на остроту вопроса, до сих пор проблематика Северного завоза не урегулирована на государственном уровне.
Каждый из 25 нуждающихся в завозе арктических регионов выкручивается сам как может.
Новый законопроект устраняет эту проблему. Выстраивается стройная цельная система, включающая в себя весь комплекс работ, начиная с планирования и заканчивая доставкой конечным потребителям, при тесной взаимосвязи всех – федеральных, региональных и муниципальных – органов власти.
А так как задействована будут практически все регионы Арктики, огромное количество поставщиков, перевозчиков, пунктов перевалки и т.д. – то для координации всей многообразной деятельности создается единый Федеральный координатор северного завоза.
А чтобы ни одна крупинка данных не потерялась (что делать – человек забывчив) федерального координатора вооружат специально создаваемой Федеральной государственной информационной системой, в которую будет стекаться и анализироваться вся информация о ходе Северного завоза.
Одной из особенностей законопроекта стало максимальное использование возможностей Северного морского пути.
Концепция основана отнюдь не на теоретических изысках кабинетных деятелей.
Ещё в прошлом году по инициативе Полпреда Президента России в ДФО Юрия Трутнева лихтеровоз «Севморпуть» дважды прошёл по Северному Ледовитому океану, доказав судоходность маршрута Санкт-Петербург – Восточный – Петропавловск-Камчатский – Санкт-Петербург.
А по поручению Главы Якутии Айсена Николаева теплоход СТК-1012 доставил из Астрахани в арктические районы республики продукты питания и стройматериалы.
Оба практических опыта доказали высокую экономическую эффективность и скорость доставки.
Но суровый Северный Ледовитый океан шуток и неразберихи не терпит. Поэтому законопроектом «О Северном завозе» предусмотрено создание Единого морского оператора.
Эту чрезвычайно ответственную функцию многие прочат Росатому. Что правильно и логично.
И дело не только в том, что «дочка» госкорпорации «Росатомфлот» владеет современными атомными ледоколами, способными успешно совершать проводку судов в самой сложной ледовой обстановке.
Не менее важно то, что в Арктике у Росатома есть свои экономические интересы.
Ещё летом на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики корпорация презентовала проект создания в Арктической зоне России девяти горнопромышленных кластеров по добыче золота, серебра, меди, свинца и цинка.
Кластеры должны располагаться в Ямало-Ненецком автономном округе (золото, серебро, медь, цинк, свинец), Красноярском крае (золото, серебро, цинк, свинец), Якутии (золото, олово) и на Чукотке (золото, медь, цинк, свинец).
При этом все 9 кластеров будут использовать энергию плавучих атомных теплоэлектростанций или атомных станций малой мощности.
Первым (уже одобренным на самом высоком уровне) кластером станет Усть-Янский горнопромышленный комплекс в Якутии.
Главный несомненный плюс предложения Росатома заключается в том, что в наиболее уязвимой в условиях глобального изменения климата Арктической зоне страны получит развитие низкоуглеродная атомная энергетика.
Безусловно, другие альтернативные источники энергии тоже хороши. Но сложно представить себе эффект от солнечных батарей в периоды полярных ночей.
Да и рассчитывать на капризную ветровую энергетику для нужд энергоёмкой горной промышленности – чистой воды авантюризм и маниловщина.
Так что мы уверены – имея столь серьёзные интересы в Арктике, Росатом сумеет выстроить идеальную, как швейцарские часы, работу Единого морского оператора «Северного завоза».
А наличие собственных ледоколов только упростит решение этой сложной задачи.
Печать