Политолог Анна Федорова - о речи президента Украины в парламенте Великобритании. Речь Зеленского о «крыльях для свободы», произнесенная в английском парламенте, интересна с профессиональной точки зрения.
Во-первых, райтеры, как говорится, did their homework. Зеленский произносит много правильных слов. Уважительно вспоминает Черчилля. Говорит про дух и ценности «этих великих островов». Далее происходит попытка апеллировать буквально к онтологическим основаниям. «Это будет победа над самой идеей войны» (It will be a victory over the very idea of war). Всем собравшимся совершенно очевидно, что это лицемерие трехсотого уровня, и это понимание их объединяет. Когда я была моложе и наивнее, я думала, что не надо вставлять в речи вещи, в которые настолько очевидно невозможно поверить. Теперь я понимаю, что только так и надо.
Во-вторых, очень милое конструирование истории - «британцы и украинцы сражались против сил зла во Второй мировой войне». Строго говоря, даже не подкопаешься. Действительно, сражались. И британцы, и украинцы.
В-третьих, много грубой лести. Когда Зеленский изо всех сил хвалит этих людей в пиджаках за «невозможную храбрость», это звучит, конечно, как жуткий перебор. Но, преодолев полсекунды кринжа, понимаешь, что это ровно то, что аудитория хочет слышать.
Завершение речи хамски-манипулятивное. «В прошлый раз вы напоили меня чаем, а сейчас заранее скажу вам спасибо за истребители».
Самое же интересное во всей этой истории - абсолютная ритуальность происходящего. Потому что и до, и после, и во время речи Зеленского все, (включая говорящего), понимали, что она ни на что не влияет. Никто не прослезится и не скажет: «Ах и правда, вот вам истребители!». Так не работает.
Министр обороны Великобритании Бен Уоллес исключил передачу Украине истребителей в ближайшее время.
Печать