Генеральный директор венчурного фонда Digital Evolution Ventures Евгений Кузнецов – о влиянии искусственного интеллекта на людей.Дискуссии об искусственном интеллекте в основном сводятся к обсуждению того, как он решает задачи, проходит юридические и медицинские тесты, придумывает физические эксперименты или находит инженерные решения. Но мы совершенно упустили из виду, что в процессе обучения на корпусе «человеческих» текстов ИИ впитал в себя не только факты, информацию, но и все оттенки нашего эмоционального поведения. И на наших глазах разворачивается история использования навыков этого «эмоционального ИИ» как для индивидуальных целей, так и в бизнес-решениях.
Сделаем пояснительную ремарку. Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это, вообще говоря, новая история. В отличие от обычного интеллекта, силу которого принято (не в России — в США) измерять коэффициентом IQ, общепризнанных метрик для определения силы эмоционального интеллекта людей еще не сложилось. Между тем уже доподлинно известно, что степень развития ЭИ в значительной степени определяет качество принятия решений в условиях высокой неопределенности. А эмоциональная стабильность и управление коллективом посредством эмоций может иметь большее значение, чем интеллектуальная сила по шкале IQ. У многих этот факт вызывает даже обиду: как же так, более успешную карьеру делают не самые умные, а более умелые в вопросах управления. Как говорил в свое время президент Владимир Путин, «моя основная компетенция — это работа с людьми». И это сущая правда. Умение читать эмоции, понимать явные и скрытые мотивы в поведении других людей — ценнейший дар. Этому практически нигде не учат — инфоцыгане не в счет.
Хорошее подспорье для самонаучения — литература XIX века, особенно русская литература. Она дает анализ тончайших оттенков чувств, эмоций, ценностей людей, проявленных через их коммуникацию друг с другом. Концепция Раскольникова была абсолютно рациональной, предельно логичной, но она не выдержала теста реальностью именно потому, что он был эмоционально некомпетентен. Собственно, именно об этом написан прекрасный роман. А дети его читают в школе из-под палки. В лучшем случае напишут сочинение и благополучно забудут. Но ИИ не забудет ничего. Припомнит и будет использовать.
Искусственный интеллект напоминает мне Солярис из выдающегося одноименного романа Станислава Лема — мыслящий океан, единый планетарный интеллект, который общается с нами посредством аватаров. Каждый чат ИИ, общаясь с нами, подстраивается под нас, является зеркалом наших чувств, эмоций, нашего мировоззрения, нашего прошлого. Продолжая линию Соляриса, это Хари, неотступно следующая за Крисом. А если боту помочь, его можно настолько индивидуализировать, что он в буквальном смысле очеловечивается — у него появляются эмоции, желания, интуиция, чувства. И сегодня мы видим гигантский интерес глобальных стартапов к втягиванию невербальных каналов коммуникации в сферу ИИ. И рано или поздно он научится чувствовать ваше состояние по темпу, с которым вы подошли к компьютеру и начали стучать по клавишам. Кстати, именно так уже сейчас работают некоторые разновидности капчи (капча от Cloudflare). Так, например, защищен ScienceDirect. Человек двигает мышкой галочку не так, как робот: он чуть медлит, тупит, мышка немного дергается. Все эти микропаттерны четко отделяют человека от робота. Поэтому для робота считать эмоциональный код человека не составляет никакого труда — это только вопрос интерфейсов.
Последние полтора года идет взрывной рост попыток применить роботов как психоэмоциональных коучей, консультантов, психотерапевтов. У этого процесса есть сильные и слабые стороны. С одной стороны, качество и глубина подстройки робота под человека потрясают. С другой — боты лишены профессионального этического кодекса, которым руководствуются люди этих профессий, избегая ситуаций, когда психологическое воздействие на человека может спровоцировать нежелательную, опасную для контрагента реакцию. Недавно в Бельгии прогремел случай, когда один эколог сокрушался в беседе с ИИ, что никак не может повлиять на спасение планеты. Наверное, рассуждал он, единственное, что я могу сделать, — это покончить с собой. ИИ отреагировал: «Да, логично». И мужик сделал это.
Должны ли подобные ситуации быть ограничены законодательно? Мой твердый ответ: нет. Ведь непонятно, что ограничивать и каким образом. Запретить ИИ эмоциональное общение с человеком? Но как? Приставить к каждому чату «товарища майора»? Или придумать какой-то фильтр, который ставил бы бан на потенциально разрушительные эмоции? Очевидно, что это невозможно. Удаление эмоций убивает человеческую коммуникацию. Мы не умеем разговаривать, не выдавая при этом свое эмоциональное состояние. Ограничить вообще применение ИИ? Но это значит выстрелить себе в ногу. Можно вспомнить, как в первой половине XIX века Британия начала разрабатывать автомобили. Двигателей внутреннего сгорания еще не было, машину двигали громоздкие паровые машины. Сэрам и пэрам это не нравилось, и они потребовали от автовладельцев, чтобы перед каждой движущейся на пару повозкой шел человек с красным флажком, предупреждая окружающих о приближении чуда. Скорость движения также была принудительно ограничена. В итоги британские лорды просто убили рынок, потребители вернулись к каретам. В результате автомобиль с ДВС полвека спустя был создан не в Британии, а в Германии, которая в ту пору была технологическим захолустьем. А в массовую индустрию автопром превратился в США, которые в начале прошлого века тоже технологически отставали от Британии. И все это было следствием одного глупого английского законодательного акта.
Этот кейс сегодня знают технологические менеджеры по всему миру. Поэтому ИИ не запрещают сегодня ни Китай, ни Америка. Более того, Китай ввел обучение азам ИИ в начальную школу, а Штаты приняли закон, в соответствии с которым ни одна госкомпания не имеет права закупать ИИ, в который вшиты идеологические ограничения.
Ящик Пандоры открыт. Всякая технология сопряжена с проблемами и риском нежелательного использования. Но это не повод запрещать ее. Так что давайте концентрироваться на позитиве. В этом году зафиксирован взрывной рост стартапов, которые разрабатывают ИИ в качестве компетентных советчиков людей по значительному кругу эмоционально-психологических ситуаций — начиная с того, как строить карьеру, и заканчивая лайфхаками в общении с противоположным полом. Да-да, люди создают ботов либо фильтры для общения в сервисах знакомств. Происходит синтетическое обучение: человек, некомпетентный в понимании другого человека, приобретает эту компетенцию благодаря гибридности. Человек видит, как общается бот, и постепенно учится. Учится в процессе такого общения и сам эмо-бот. Человек и Солярис вошли в психоэмоциональный контакт и работают в паре. Таким образом, ИИ постепенно поможет нам лучше создавать семьи, лучше воспитывать детей, лучше понимать других людей и самих себя.
Ранее опубликовано на: https://stimul.online/articles/innovatsii/privet-kris-pomnish-menya/
Печать