Главный специалист Башкирского историко-культурного центра в Свердловской области Светлана Кульмурзина – о стремлении людей к самоидентификации и роли, которую в этом играет Башкирский историко-культурный центр.— Что представляет собой Башкирский историко-культурный центр? Каковы его функции?— Башкирский историко-культурный центр — филиал Дома дружбы народов Министерства культуры Республики Башкортостан. Всего в России шесть таких региональных филиалов, они открылись два года назад, в разгар пандемии, и финансируются Министерством культуры Башкирии.
В России более 190 народов, на территории Свердловской области проживает более 160. В первую тройку по численности входят русские, украинцы и татары. Башкиры — на четвертом месте (более 30 тысяч человек), причем они — коренное население этих мест. Этот исторический факт нашел отражение в том числе в топонимике: названия Исеть, Шарташ, Уктус, Ревда — башкирского происхождения.
Наш центр выполняет в регионе представительскую функцию — знакомит с башкирской культурой и продвигает ее. В этом нам помогает Министерство культуры Свердловской области. В 2021 г., несмотря на карантинные ограничения, мы провели более 160 мероприятий в 70 населенных пунктах. Одним из них был фестиваль «Зов предков», в рамках которого прошли лекции о башкирской истории, традиционном костюме, музыкальных инструментах, а также мастер-классы. Вместе с партнерами из Богдановича мы провели показы анимационного фильма по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр», а летом фильма «Сестренка». В этих мероприятиях приняли участие более 11 тысяч жителей Свердловской области.
В 2022 году мы реализовали новые проекты. Один из них, «ББ: Бажов и башкиры», стал победителем конкурса Фонда культурных инициатив. 25 июня 2022 г. в Преображенском парке в Академическом прошел Сабантуй. Это яркий пример сохранения традиций башкирской и татарской культур. Получился красивый праздник со скачками, песнями, танцами, дегустацией блюд национальной кухни. В числе гостей были губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, мэр Екатеринбурга Алексей Орлов, председатель Екатеринбургской городской Думы Игорь Володин, заместитель премьер-министра Башкирии Ирек Сагитов.
В целом, главная функция Башкирского историко-культурного центра — социальная. Мы помогаем людям, которые интересуются своими корнями, историей, хотят выучить башкирский язык, играть на национальных музыкальных инструментах, погрузиться в башкирскую культуру.
— Вы много лет работали в коммерческих структурах, специализируетесь на построении отдела продаж — и вдруг пришли работать в общественную организацию. С чем связан столь крутой вираж?— Совершенно точно с интересом к корням, с поиском ответа на вопрос: кто я? Я родилась в Уфе, в 17 лет поступила в УИУ РАНХиГС и уже 29 лет живу в Екатеринбурге. Я россиянка, екатеринбурженка, при этом ощущаю принадлежность к конкретной нации. Башкиры считают: каждый человек должен знать семь своих «отцов» — «ете ата», то есть, историю рода. Есть алгоритм, следуя которому можно собрать свою родословную. Мы с родственниками провели колоссальную работу, чтобы получить эту информацию. Благодаря поддержке историков из Национального архива РБ сейчас я знаю свою родословную с маминой стороны до восьми колен (есть надежда дойти до 1500 года), с папиной — пока до седьмого колена.
Для меня приход в Башкирский историко-культурный центр стал закономерным шагом на пути к самоидентификации. В рамках этой структуры я помогаю сделать его людям, у кого есть в этом потребность. Кроме того, Центр — место, где я могу приложить знания и опыт, полученные в коммерческих структурах, в СМИ, в работе с разными аудиториями.
Моя задача всегда состояла в создании продукта или модели, которые можно тиражировать и масштабировать. Как человек из бизнеса я привнесла этот подход в культурный проект. Я определила для себя, что привлечь внимание к башкирской культуре можно при помощи еды, песен и танцев, национальных легенд и туристических достопримечательностей. Я сосредоточилась на работе с блогерами, тиражировании показов фильмов, формировании портрета целевой аудитории. И стараюсь двигаться в этом направлении.
— Решает ли Башкирский историко-культурный центр задачи, имеющие отношение к развитию экономики республики, популяризации ее компаний?— Башкирия граничит со Свердловской областью, она давно и хорошо знакома жителям региона как туристическое направление. Например, 70% гостей санатория «Янган-Тау» составляли свердловчане. Сейчас власти республики вкладывают большие средства в развитие туристической отрасли. Мы, в свою очередь, рассказываем о новых и традиционных маршрутах для путешествий.
В Екатеринбурге есть магазины башкирских продуктов — качественных, экологичных. Мы, разумеется, их рекомендуем. Вообще, в башкирской кухне и культуре питания важную роль играют мясо и молоко. И мне хочется донести до людей представление о ценности и вкусе нашего мяса. Башкиры не только выращивают животных, следуя традициям, но и режут скот в соответствии с определенными правилами. И разница между «нашим» мясом и мясом из обычного супермаркета колоссальная.
Мы планируем развивать проект «Башкирская пчела». Башкирия известна отличным медом, и у нас родилась идея в сфере гастро-туризма. Человек сможет приобрести улей, а потом приезжать на пасеку с семьей, чтобы ухаживать за пчелами, научиться собирать мед и в итоге получить экологически чистый продукт из собственного улья.
— Когда и как у вас появился интерес к корням?
— Большой вклад в мое приобщение к башкирской культуре внесла бабушка. Она долгие годы работала главным бухгалтером района — большая должность для сельской местности. Потом вышла на пенсию — и начала шить национальные костюмы, выступать с башкирскими песнями и танцами в ансамбле, созданном из соседей и знакомых. Я, как и другие внуки, наблюдала за этой трансформацией, хоть и не находилась рядом постоянно.
Поскольку папа был военным, мы много перемещались, жили за пределами Башкирии. К бабушке с дедушкой я приезжала на каникулы и напитывалась там национальной культурой.
Бабушка учила меня делать украшения, вышивать, прясть, вязать. Я танцевала башкирские танцы, даже выступала с ансамблем. Я понимаю язык, могу остричь овцу и подоить корову.
У моих детей не было подобного погружения в культуру, хотя я привозила их на каникулы. Когда я сказала им, что хочу заняться развитием Башкирского историко-культурного центра, они отреагировали на новость без особого энтузиазма. За эти два года многое изменилось. Например, моя дочь, студентка московской Высшей школы экономики, специально прилетела в Екатеринбург, чтобы сделать фотосессию в национальной одежде.
— Видите ли вы рост интереса у людей к своим корням в последние годы?— Мне кажется, когда наступают сложные времена, люди всегда обращаются к базовым, фундаментальным вещам, чаще задаются вопросом: кто я? За последний год минимум пять моих знакомых приступили к составлению родословной.
Очень важной для меня стала история человека, который решил это сделать, узнав, что смертельно болен. Он оплатил услуги специалиста, юристов, перелеты и пр. Ему очень хотелось сформировать у детей понимание, кто они и откуда.
Трогательно, когда в Центр приходят молодые отцы со словами: хочу читать ребенку сказки на своем языке. Или обращаются пары, в которых юноша собирается научиться играть на национальном инструменте курае. Это трубка с пятью отверстиями, из которой надо извлечь звук. Освоить ее довольно сложно. Я спрашиваю: зачем вам это? Отвечают: чтобы играть детям, когда они появятся. Это внутренняя мотивация, связанная с искренним желанием стать частью народа.
Сейчас сбылась моя мечта: мы запустили при Центре башкирский разговорный клуб. В июне 2022 года десять детей из Свердловской области стали участниками форума «Тамырым башкорт. Мои корни башкирские». Они увидели красоты малой родины, прониклись родной культурой, а сейчас учат башкирский язык.
Могу сказать, что многое поняла о себе за те два года, которые руковожу центром.
— Для вас работа в Центре — это бизнес-проект, или своего рода миссия?— Сейчас финансовой составляющей в моей работе нет. Появится она со временем, или нет, я все равно буду заниматься центром. Для меня эта деятельность, действительно, связана с ощущением миссии.
Считается, что человек должен создать три наследства. Первое — дети, которых он родил и воспитал, второе — материальные блага, которые он создал, аккумулировал и оставит после себя, третье — знания. Два наследства я уже создала, третье, связанное с передачей знаний, формирую сейчас, развивая Башкирский историко-культурный центр. У башкир длинная и богатая история, которую хочется изучать и рассказывать.
Ранее опубликовано на: https://www.dk.ru/news/237169525
Печать