Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – об итогах первых дебатов республиканцев в США перед выборами президента.Чтобы правильно ответить на вопрос о победителе дебатов, нужно сопоставить ожидания и итоговые результаты. Здесь как с новым фильмом, у которого есть трейлер, описание сюжета и рекламная кампания. Ожидания определяют наше восприятие итоговой картины.
Прошедшие 23 августа дебаты, вопреки ожиданиям, получились живыми и, что важнее, содержательными. Главный претендент на номинацию от партии отсутствовал, но слона в комнате в лице Трампа все равно обсудили, как и множество других вопросов: от инфляции и изменения климата до Украины и ситуации на мексиканской границе.
Под светом софитовУ каждого кандидата, а их было восемь, были свои цели. Новой звезде консервативного толка Вивеку Рамасвами нужно было громко заявить о себе. Молодой 38-летний предприниматель индийского происхождения, не имеющий никакого политического опыта, начал свое выступление с оммажа Бараку Обаме. Его первыми словами были: «Вы все наверняка гадаете, что это за худощавый парень со странной фамилией на сцене». Точно так же представил себя Обама в 2004 году во время Демократической национальной конвенции. За это Рамасвами сильно досталось от бывшего губернатора штата Нью-Джерси Криса Кристи, который назвал его «живым ChatGPT».
Сам Кристи на протяжении всего выступления пытался донести одну мысль — он единственный, кто может противостоять президенту Джо Байдену. Его избрание республиканским губернатором в демократическом штате — опыт, которого нет у других политиков. Платформой Кристи стала критика Трампа, но все было тщетно, публика отказывалась слышать что-либо плохое в адрес экс-президента.
Рамасвами было важно показать, что он отличается от других политиков. Своих оппонентов он назвал super-pac puppets, что можно перевести как «марионетки крупных избирательных фондов». Кандидат подчеркивал, что его конкуренты — это профессиональные политики, которые не могут ответить на запросы нового поколения.
Такой подход к оппонентам не оставил их равнодушными, и Рамасвами тут же получил ответ. Бывший вице-президент Майк Пенс обвинил его в непонимании, как работает конгресс и государство. От Пенса мало чего ожидали, а его платформа оказалась самой простой. У него больше всего политического опыта, и он использовал его как моральный щит в споре с оппонентами. Рамасвами, например, досталось за стремление строить новую Америку, когда в этом нет необходимости. В целом Пенс показал себя лучше, чем можно было ожидать. Лидером предвыборной гонки он не стал, но раскрыл себя как опытного политика — как раз между слишком молодым Рамасвами и самым пожилым кандидатом-республиканцем, бывшим губернатором Арканзаса Асой Хатчинсоном, которому 72 года.
Увереннее, чем от нее ожидали, выступила Никки Хейли, занимавшая в прошлом посты губернатора Южной Каролины и представителя США при ООН. Она набирает совсем небольшой процент в опросах, но на дебатах игнорировала этот факт, заявив, что ей плевать на рейтинги, но не плевать на вранье американскому народу со стороны Байдена. Рамасвами она раскритиковала за непрофессиональные комментарии по внешней политики.
У губернатора Флориды Рона Десантиса была одна простая задача — не допустить ошибок, как это было недавно со сливом в прессу его стратегии по дебатам. Уверенно оставаясь на втором месте среди республиканцев по опросам, он может стать номинантом от партии, если уголовное преследование Трампа все-таки приведет к его выбытию из предвыборной гонки. Поэтому его речь хоть и напоминала местами зазубренный ответ ученика на уроке, толпа приветствовала его и поддерживала больше, чем других кандидатов. Не обошлось и без уже привычных для Десантиса странностей. Когда ведущие предложили проголосовать за возможное помилование Трампа, он сначала дождался реакции оппонентов и, лишь увидев, что большинство голосуют за, тоже поднял руку. Но все же Десантис показал, как умеет нравиться разным группам республиканцев. Несколько раз он очень ловко уходил от сложных вопросов, например, когда речь зашла о проблеме изменения климата.
Хуже всех выступили сенатор от Южной Каролины Тим Скотт, экс-губернатор Арканзаса Аса Хатчинсон и губернатор Северной Дакоты Даг Бургум. Последний, к слову, хоть и показал себя слабым спикером, но по-человечески вызвал симпатию у аудитории. Он не пытался атаковать своих оппонентов, не участвовал в спорах и по самым тяжелым вопросам вроде запрета абортов или введения единых стандартов образования апеллировал к тому, что все штаты разные и пусть каждый сам принимает решение.
Единственный афроамериканец на сцене Тим Скотт, несмотря на яркую харизму, на этих дебатах раскрыться не смог. Он не вступал в споры и больше использовал заготовленные речи о своем прошлом. Аутсайдером дебатов стал Аса Хатчинсон, который явно не ожидал сильного напора от своих оппонентов. По большинству вопросов у него была нейтральная позиция: «За все хорошее и против всего плохого».
Экономика — мать порядкаЭкономическая часть дебатов началась с нашумевшего клипа Rich Men North of Richmond Оливера Энтони, занявшего первое место в американском рейтинге Billbord Hot 100. Песню исполняет кантри-музыкант, выходец из рабочего класса, у которого получилось выразить разочарование своего поколения из-за проблем неравенства и бедности в современных США.
Так ведущие подвели к главному вопросу: что делать с американской экономикой? Все кандидаты согласны, что за скачок инфляции отвечает администрация Байдена. Все считают, что одна из главных причин растущих цен на газ и продукты сегодня — раздача «вертолетных денег» запертым по домам во время карантина гражданам. Но если Десантис похвастался тем, что не допустил введения жестких локдаунов во Флориде, то Хейли не упустила случай раскритиковать республиканцев, которые в 2021-2022 годах голосовали за раздачу ковидных пособий. К виновным она причислила Пенса, Скотта и самого Десантиса.
Все кандидаты оказались единодушны в том, что пора решать миграционный кризис на мексиканской границе. Больше всех отличился Десантис, который пообещал в первый же свой день в Белом доме отправить войска к границе и даже использовать авиацию и беспилотники для нанесения точечных ударов по картелям на территории Мексики. Предвосхищая вопрос ведущих, как можно так действовать на чужой территории, Десантис ответил, что нет смысла вести переговоры с мексиканскими властями, которые плохо контролируют северную часть своей страны.
Не смогли ведущие пройти мимо темы уголовных преследований Дональда Трампа, которому предъявлены обвинения уже по четырем делам. Почти все кандидаты готовы в случае победы помиловать Трампа. Исключение составили Крис Кристи и Аса Хатчинсон, которые не считают нужным вмешиваться в расследование. Скотт и Рамасвами громче всех высказывались за помилование, и оба пообещали уволить глав ФБР и Департамента юстиций.
Россия — враг, Украина — страна раздораВнешнеполитический блок дебатов вызвал особенно бурные дискуссии. Все претенденты согласились с тем, что сейчас Китай — главный соперник США. Бургум и Пенс видят угрозу в росте китайской армии и считают, что надо сосредоточиться на сдерживании Поднебесной. Хатчинсон и Хейли говорили о том, что США нужен президент, который не побоится открытого противостояния с Пекином.
Но от Китая обсуждение быстро перешло к другой стране — Украине. И здесь был задан вопрос, разделивший республиканцев на несколько фракций: нужно ли увеличивать финансовую поддержку Украины?
С самой жесткой и изоляционистской речью выступил Рамасвами. Политик раскритиковал стремление США защищать чужие, а не свои границы. Не обошлось и без выпадов в сторону Пенса и Кристи, которые встречались с Зеленским. Вместо поездок в Киев Рамасвами предложил им съездить в Филадельфию. Оба политика не смогли пропустить такое высказывание в свой адрес и вступили в перепалку с Вивеком. При этом Пенс согласился с Рамасвами в том, что союз России и Китая опасен для США, но для Пенса помощь Украине — как раз способ помешать образованию такого союза.
Наиболее последовательно эту мысль выразила Хейли, заявив, что победа России — это победа Китая. Для нее Украина — союзник США, которого надо защищать. Она обвинила Рамасвами в стремлении отдать Украину — России, Тайвань — Китаю и прекратить поддержку Израиля. Позиция Десантиса тут была ближе к Рамасвами — сначала свои границы, потом чужие.
Победитель не был на дебатахТак кто же победил? Если кратко — Трамп. Он отказался принимать участие в дебатах и вместо этого выложил в X (раньше Twitter) интервью журналисту Такеру Карлсону. Пост собрал 252 млн просмотров, у дебатов цифры сильно хуже — 12,8 млн зрителей, при этом интервью и дебаты вышли в одно и то же время.
Дискуссия республиканских кандидатов проходила на фоне поездки Трампа в штат Джорджия, куда он явился, чтобы сдаться местным властям из-за обвинений в попытке фальсифицировать выборы 2020 года. Вместе с частью подозреваемых по этому делу Трамп стал первым президентом, у кого появилось обязательное при аресте фото, более известное как mug shot.
Позже Трамп выложил эту фотографию в X, куда не заходил с 8 января 2021 года. Он подписал ее: «Вмешательство в выборы. Никогда не сдадимся!» За девять часов запись набрала больше 100 млн просмотров. Обещавший когда-то не возвращаться в социальную сеть и не сделавший этого даже после того, как ее новый владелец Илон Маск разблокировал аккаунт экс-президента, Трамп теперь вовсю готовится к избирательной кампании и использует все средства коммуникации.
Если же взглянуть на дебаты с точки зрения расклада сил среди остальных республиканских кандидатов, то участников можно разделить на три группы. Проигравшие — Хатчинсон, Бургум, Скотт, Кристи. Отстающие — Хейли, Пенс. Фавориты — Десантис и Рамасвами. Согласно опросу The Washington Post, среди зрителей дебатов победил Десантис с 29%, его преследует Рамасвами с 26%, на третьем месте идет Хейли с 15%, затем Пенс с 7%.
Следующее столкновение внутри республиканского фланга 29 сентября. И ключевой вопрос снова в том, что приготовит к этому дню Дональд Трамп.
Ранее опубликовано на: https://www.forbes.ru/mneniya/495267-pobeda-za-neavku-kak-kandidaty-v-prezidenty-ssa-obsudili-ukrainu-rossiu-i-trampa
Печать