Фото с сайта:
baksanskiy.kbr.ru
Избирательная кампания в единый день голосования 8 сентября 2024 года привела немало бывших участников СВО на выборы разного уровня по всей стране. Кандидатами стали люди, чьи лица и адреса начиная с февраля 2022 года тщательно скрывались. Но, баллотируясь в депутаты, по закону они были обязаны указать все свои персональные данные и сведения о доходах и имуществе. Некоторым это создало проблемы, когда сведения «утекли». Петербургские депутаты хотят предупредить подобные ситуации на будущее. Они разработали поправки в закон о гарантиях избирательных прав и предлагают закрыть персональные данные кандидатов, которые еще недавно защищали интересы России на новых территориях. В Госдуме к инициативе относятся с уважением, но считают, что ее нужно серьезно обсудить с ЦИК, юристами и ветеранскими организациями.
Сливы под иностранным влиянием
Поправки разработала группа депутатов петербургского Заксобрания, среди которых — глава комитета по законодательству Всеволод Беликов, депутат, регулярно посещающий бойцов в зоне СВО, Константин Чебыкин и недавно ставший парламентарием журналист, общественный деятель и участник СВО
Александр Малькевич.
Они предлагают защитить бывших бойцов на этапе, когда на выборах они подают заявления кандидатов: не указывать адрес, сведения о размере и источниках дохода, о расходах и имуществе, в том числе членов их семей, а также не ставить адрес места жительства на подписных листах. По проекту документа это касается принимавших участие в СВО на территориях Украины, Донецкой и Луганской народных республик с 24 февраля 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года или выполнявших там задачи во время СВО.
В пояснительной записке к документу парламентарии говорят, что в условиях конфликта нынешняя прозрачность сведений о членах семей и имуществе кандидатов на выборные должности сопровождается совершением террористических актов, диверсий и иных преступлений, может создавать угрозу жизни, здоровью и имуществу участников СВО и членов их семей.
Напомним, что в публичный доступ подробные сведения не выкладываются. Но они доступны для членов избиркомов. А среди них иногда встречаются неблагонадежные люди: «Следует отметить, что ранее полномочия отдельных членов избирательных комиссий были прекращены в связи с признанием таких лиц иностранными агентами. Нельзя в полной мере исключать вероятности наличия в составах отдельных избирательных комиссий лиц, фактически находящихся под иностранным влиянием, однако не внесенных в реестр иностранных агентов», — опасаются петербургские депутаты.
По их мнению, распространение информации о доходах участника СВО может сделать членов его семьи приоритетными целями мошенников или других преступников, в том числе действующих с ведома, в интересах либо непосредственно по заданию органов власти недружественных государств.
Александр Малькевич рассказал, что разные ситуации уже были этим летом: «Уже были такие случаи, когда семьям наших воинов звонили и писали сообщения с угрозами. Одна жуткая история случилась во время выборов, когда украинские ципсошники очень грамотно зазомбировали беременную жену нашего бойца, сказали, что на участке есть агенты СБУ и ей нужно прийти и уничтожить список избирателей. А она пришла на участок и попыталась его испортить».
По его словам, складывается парадоксальная ситуация. Следуя призыву президента Владимира Путина привлекать бывших участников СВО к работе во власти, их ставят в беззащитное положение: «Мы показываем бойцов в эфире с закрытыми лицами, закрываем их лица на фотографиях, используем позывные и крайне редко называем их фамилии. То есть мы их защищаем. Но, продвигая во власть людей, прошедших горнило, мы подставляем их под удар: они вынуждены всю чувствительную информацию о себе передавать в открытый доступ и третьим лицам. Оттуда идут утечки. И возникает вопрос: зачем все это делается?» Парламентарий подчеркнул, что речь идет только об этапе баллотирования. Потому что, как только человек становится депутатом, чистота всех его сведений и так проверяется.
В Госдуме считают, что инициатива заслуживает внимания, но вопрос настолько деликатный, что тут нужно взвесить все обстоятельства. А для этого нужно запросить мнение всех участников процесса.
Депутат Госдумы Михаил Романов подчеркнул, что важна позиция правоприменителей, то есть ЦИК, на которую федеральными законами возложен ряд полномочий, в том числе определять, какие сведения о себе кандидатам необходимо указывать и публиковать: «Тут нужно понимать, что в публичный доступ персональные сведения не попадают, они не публикуются, допустим, в подписных листах. На информационных досках на участках нет информации о месте регистрации и проживания. Указываются лишь обезличенные данные о собственности в формате, например, две квартиры, факт наличия транспортного средства или о количестве счетов и остатков на них. Что касается членов комиссий, стоит напомнить, что за разглашение персональных данных предусмотрена уголовная ответственность, а в нынешней политической ситуации — вплоть до госизмены».
Депутат Госдумы Виталий Милонов, который также участвовал в СВО, считает, что инициатива имеет под собой основания. Но он предлагает не ограничиваться защитой тех, кто баллотируется на выборах: «За депутатов я не переживаю, они живут открытой жизнью, им нечего скрывать и стесняться: все соседи в районе знают, где живет их депутат. А в этой истории я бы не ограничивался кандидатами. Нужно, чтобы правила о защите данных распространили на всех, кто имеет отношение к СВО. Это не только бойцы, но и волонтеры, и те, кто поддерживает участников, это и активисты, которые плетут сети, и бабушки, которые делают окопные свечи. Я бы сейчас в принципе не давал никаких личных данных этих людей».
Печать