В столице Испании Мадриде много дней подряд не утихают многотысячные митинги сторонников правых партий, утверждающих, что в стране произошел переворот и попрана конституция. Власти решили, что протестующие ошибаются: митингующих разгоняет полиция, применяя слезоточивый газ и резиновые дубинки.
Конечно же, сторонники правых партий сгущают краски, говоря о якобы произошедшем госперевороте, но их можно понять. На состоявшихся в июле парламентских выборах правая Народная партия одержала победу, набрав чуть более 33% голосов избирателей. Однако Испанская социалистическая рабочая партия действующего главы испанского правительства Педро Санчеса, занявшая второе место с 31,7% голосов, «самым коварным образом» сумела договориться о коалиции с рядом партий, представляющих в том числе, по мнению правых, «каталонских сепаратистов». Еще недавно испанские силовики, вызывая восторг у правых сил страны, избивали жителей Каталонии, осмелившихся принять участие в референдуме о независимости региона, и вот пришла беда откуда не ждали.
Коалиционное соглашение нового испанского правительства предусматривает принятие закона об амнистии лидеров Каталонии, которые в 2017 году провели референдум о независимости региона от Испании. За независимость Каталонии тогда проголосовало 90,18% жителей региона, а против всего 7,83% при явке 43,03%. Однако испанские власти тогда ответили репрессиями против каталонских властей, обвинив их в мятеже и на всякий случай еще и в коррупции. Часть каталонских лидеров оказалась в тюрьмах, а глава Каталонии президент Женералитата Карлес Пучдемон сумел скрыться от испанского правосудия на территории ЕС.
Мадрид выдал международный ордер на арест Карлеса Пучдемона, но лучше бы он этого не делал. Когда Пучдемона задержали в ФРГ, германский суд отказался выдать его властям Испании, поскольку лидер каталонцев в этом случае стал бы политзаключенным. Позже Бельгия и Италия тоже отказались выдавать Испании Пучдемона. По мнению европейцев, они и так живут в одном государстве — Евросоюзе, где национальные границы являются рудиментом, а формальная независимость Каталонии фактически привела бы лишь к перераспределению налогов, взимаемых в регионе в пользу каталонцев. При этом страны ЕС явно делают поправку на то, что до 1975 года в Испании существовал полуфашистский режим Франсиско Франко, и искренне радуются прогрессу страны за последние полвека. Таким образом, амнистия каталонских лидеров, томящихся в испанских тюрьмах или вынужденных жить в эмиграции, принесла бы пользу прежде всего Мадриду, изрядно подмочившему свою репутацию в глазах соседей по либеральному общеевропейскому дому.
Но главной причиной гнева испанских правых стала обида на Педро Санчеса за то, что он фактически лишил их политических лидеров власти буквально за миг до неизбежной победы. Педро Санчес, возглавлявший испанское правительство с 2018 года, в мае нынешнего столкнулся с поражением собственной Испанской социалистической рабочей партии на местных выборах, в которых убедительную победу одержала правая Народная партия. Однако вождь социалистов решил обернуть поражение на региональных выборах в победу на досрочных общенациональных, пока еще падающий рейтинг социалистов позволял надеяться на формирование правительства в рамках широкой коалиции. «Лучше всего испанцам без промедления высказаться, чтобы определить политический курс страны», — заявил тогда Санчес, тем самым каварно лишив правых власти, которая сама шла к ним в руки.
Печать