Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о долгосрочных политических последствиях публикации файлов Эпштейна. Итак, в
деле Эпштейна наступила очередная пауза. Мировое сообщество не смогло – ни количественно, ни морально – переварить очередную порцию компрометирующих файлов и впало в ступор от «эффекта масштаба». Масштаба грязи и ужаса, которые на него обрушились. Разумеется, у меня нет никакого желания вдаваться во все эти зловещие подробности и смаковать «грязное белье» глобальных «элит». Отмечу лишь, что эта история вызывает подлинное отвращение у всех нормальных людей. Этим, собственно, и объясняется всеобщее оцепенение от увиденного и прочитанного. Ситуация, когда под воздействием шок-контента «челюсть отвисает» и комментировать что-либо становится просто невозможно.
Тем не менее, необходимо (как бы трудно это ни было!) обозначить ряд уже очевидных и долгосрочных политических последствий всей этой, без преувеличения, мерзкой истории.
Во-первых, следует отдать должное политическим и бюрократическим институтам США. Они, пусть пока и не в полной мере, но прошли тест на функциональность и адекватность интересам американского общества.
Я понимаю, мне могут возразить, что обнародованы далеко не все файлы, и самые «ужасные ужасы», которые творили сильные мира сего, по-прежнему спрятаны от глаз и ушей широкой публики. Вполне возможно, это действительно так. Более того, я уверен, что самые пикантные подробности «из жизни звезд» нам пока еще не известны (или вообще никогда не будут известны!). Однако давайте согласимся с тем, что дело Эпштейна, так или иначе, превратилось в мощнейшее «оружие неизбирательного действия», способное с головой окунуть в грязь весь американский политикум. Целиком. Всех и сразу. И республиканцев, и демократов. И в этом смысле публикация файлов «бьёт» не только по очевидным основным фигурантам, вроде Трампа и Клинтона (с моральным обликом которых и так всё предельно понятно), но и по всем, кто был косвенно и опосредованно связан спокойным Эпштейном, хотя бы, «через два рукопожатия». Политико-психологический эффект от файлов Эпштейна – разрушителен и в перспективе может быть фатальным, если не для политической системы США в целом, то для ее нынешней имитационно-конкурентной (республиканско-демократической) конфигурации уж точно. Поэтому логично предполагать, что желающих «замотать» это историю в американском истеблишменте было более чем достаточно, и среди влиятельных демократов, и среди республиканцев. Тем не менее, файлы (пусть и не все) опубликованы! И это уже определенный плюс. Если хотите, это сигнал, что политический организм США, пусть и ослаблен, но продолжает по мере сил бороться с поразившими его республиканскими, демократическими и всякими прочими «метастазами».
Во-вторых, стало очевидно, что ни Иран, ни охота за «теневым флотом», ни Венесуэла, ни Украина не могут «перебить» информационный резонанс дела Эпштейна. Вашингтонские властители могут говорить о чем угодно и делать самые экстравагантные заявления, как угодно переформатировать новостную повестку, но всё это не поможет им навсегда «заболтать» дело Эпштейна. Отмахнуться от уже опубликованных файлов и «спустить на тормозах» обвинения в насилии, убийствах, педофилии, наркомании и каннибализме – не получится. Придется отвечать. Отвечать по-существу, а не мантрами и патетическими лозунгами из серии «во всём виноват Чубайс» (то есть, Эпштейн). Отвечать – пока не в суде и не на допросах, а на крайне неприятные вопросы журналистов и собственных избирателей. А вопросы действительно будут нелицеприятными и острыми – слишком уж шокирующие сведения были обнародованы. И слишком уж очевиден тот факт, что ведущие американские политики полностью изолгались в своем суетливом стремлении как можно дальше дистанцироваться от «порочащих связей» с Эпштейном. Абсолютно дискредитировали себя своими же прошлыми утверждениями, что они «не при делах». Ну, или, в крайнем случае (как, например, утверждал Илон Маск), были едва-едва, ну вот совсем чуть-чуть знакомы с резонансным покойником и прервали с ним всякие контакты задолго до того, как тот пошел по кривой педофильской дорожке. Сейчас же выяснилось, что все эти рассказы о каком-то мимолетном, казуистическом, почти случайном и «шапочном» знакомстве с Эпштейном – абсолютное вранье. После публикации последней порции файлов стало ясно, что некоторые крупные американские политики и селебрити в течение многих лет (если не десятилетий!) входили в ближний круг друзей-приятелей миллионера-извращенца и на регулярной основе «тусовались» вместе с ним. Летали на пресловутом «Лолита-экспрессе», пьянствовали, употребляли запрещённые вещества и предавались не вполне традиционным сексуальным утехам на зловещем «острове». То есть, были очевидными бенефициарами и активными потребителями услуг криминально-развратной империи покойного Джеффри. Мне почему-то кажется, что за это вранье многим американским небожителям тоже предстоит нести ответственность.
В-третьих, конечно, все здравомыслящие люди понимают, что в ситуации с файлами Эпштейна недопустимо руководствоваться «презумпцией виновности». Формула «засветился – значит, виноват» здесь категорически не приемлема. К тому же ни для кого не секрет, что господин Эпштейн был человеком коммуникабельным и «креативным». Стремился завести связи с как можно большим количеством представителей истеблишмента – бизнесменов, политиков, деятелей культуры и крупных чиновников. И, соответственно, целенаправленно стремился «замазать» этих людей собственной грязью. Если не напрямую, через совместные оргии на «острове», то косвенно, через «сливы», слухи и прочие негативные инсинуации.
Поэтому американской юстиции предстоит проделать большую работу, чтобы установить реальную степень вовлеченности и юридической ответственности каждого фигуранта досье Эпштейна. Потребуется не один год упорного юридического труда и не одно судебное разбирательство, чтобы отделить зерна от плевел и выяснить, кто из американских политиков – соучастник и активный пособник преступлений Эпштейна, а кто – жертва превратных интерпретаций, клеветы и необоснованных подозрений.
Но разбираться по-крупному во всей этой истории, всё же, придется. Хотя бы по той причине, что дело уже зашло слишком далеко. Поэтому американскому обществу и политической системе США предстоит надеть противогаз (а лучше костюм химзащиты!), набраться мужества и с чувством глубокой брезгливости начать разгребать все эти нечистоты. Медленно, но неуклонно очищать все эти политико-педофильские «авгиевы конюшни», в которых застряла немалая часть американского истеблишмента.
Печать