Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о критической зависимости США от дешевых нефтепродуктов.Сланцевая контрреволюция в Штатах, известная у нас как падение нефтедобычи, обостряет вопрос энергетической безопасности США. Одному американцу для комфортной жизни нужно 22 бочки нефтепродуктов в год. Вынь да положь, так как пятилитровым пикапам необходимо проезжать в день десятки километров.
Это вопрос безальтернативности личного автотранспорта и зачаточного состояния транспорта общественного. Построить современную систему общественного регионального и городского транспорта в США невозможно. Во-первых, это космически дорого: вся земля уже кому-то принадлежит, а труд в США не дешевый. Во-вторых — пересадить человека с личного авто на автобус или поезд — вызвать у него крайнюю степень недовольства.
Поэтому в США очень важна цена бензина на заправках, так как оплачивается из личного кармана. И отсюда уже проистекает 53 доллара за баррель как целевая цена для Дональда Трампа. Правда, безубыточность сланца сегодня — 61 доллар за баррель, но кого вообще волнуют такие пустяки?
На этом фоне азиатские страны выгодно отличаются от Штатов. Там развиты системы общественного транспорта. В том же Китае культ рельсового транспорта. Развито передвижение на двуколёсной технике, электромобилях. Поэтому цена литра бензина на заправке важна, но не критична. Личному авто с ДВС, как самому энергетически расточительному виду транспорта, всегда можно найти альтернативу.
Да и ментально жители Азии, перемещавшиеся ещё совсем недавно «на ослах», легче отказываются от личного авто в угоду общественному. Всяко лучше чем на повозке. Говоря иначе, азиаты могут без труда платить за литр бензина больше, чем американцы, просто из-за лёгкого отказа от личного авто, наличия альтернативы и более эффективного использования этого литра.
В условиях жажды дешёвой нефти нет ничего удивительного, что Штаты потянулись к странам «нефтяным консервам» — то есть государствам, где потенциал добычи по каким-либо причинам пока не раскрыт. Самая большая консерва — Венесуэла, уже под контролем американцев. Ирак — тоже. На очереди Иран. Китай категорически против.
Последние двое суток в Тегеран приземлилось 16 сверхтяжелых военных самолетов Китая.
Не факт, что иранская авантюра выгорит, поэтому в случае жёсткого отпора фокус американского президента может резко сместиться, и он отправится делать снова великим Судан или Ливию. Впрочем в двух последних быстрой нефти нет. Вначале нужно погасить гражданскую войну, выстроить безопасность, а уж потом можно всласть добывать нефть. То есть программа лет на 20.
Печать