Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о статистике иранской нефтедобычи.Американцы уведомили Ирак, Иорданию, Саудовскую Аравию и ОАЭ о скором начале атаки на Иран.
Несмотря на сгущающиеся тучи вокруг Ирана, нефтяной рынок не закладывает серьёзной эскалации, падения режима аятолл и тем более последующей гражданской войны на территории Персии. Иначе бы цены на нефть были значительно выше — ближе к заветной цене 100 долл. за баррель. Шутка ли, риск выпадения с рынка 5,5 млн баррелей в день, то есть 5 % мировой добычи? Примерно такая же доля Ирана в мировом экспорте нефти, хотя возможно и больше.
А ведь в случае возникновения вооружённого конфликта в Иране проблемы с нефтедобычей начнутся и в соседнем Ираке. Из Ирана туда идут мазут и газ для местной электроэнергетики. А при самом негативном сценарии с перекрытием Ормуза ещё и полетят БПЛА по нефтегазовым промыслам Катара, Саудовской Аравии, ОАЭ и т. д.
Впрочем,
график добычи нефти в Иране от Energy Institute (читай английская разведка) интересен сам по себе и может служить объяснением, почему Дядя Сэм вдруг решил «сделать Иран снова великим». Судя по объёмам добываемой в стране нефти, Иран смог обойти не только санкции США и Европы, но и Совбеза ООН, выйдя в 2024 году на новый рекорд без малого за полвека.
А зарабатывают на этом рекордном объёме иранской нефти все, кто угодно: КСИР, аятоллы, эмиратские арабы, малайзийские нефтетрейдеры и даже китайцы. Но не американские нефтегазовые компании. Последние несут убытки на своих сланцах, песках Канады, а в скором времени ещё и на асфальтах Венесуэлы. И если смотреть на эту ситуацию из-за Атлантики с такого ракурса, то она выглядит крайне несправедливой. А любую несправедливость в мире надо исправлять!
Что интересно, рекордная добыча нефти в Иране совпала с острейшим экономическим кризисом в стране, сопровождаемым двузначной инфляцией и резкой девальвацией риала. И кажется, что это нелогично, а значит, все деньги разворовал кровавый иранский режим аятолл. Однако Иран — густонаселённая страна: 90 млн человек. И его рекордная добыча в прошлом году — 5,5 млн баррелей в сутки — это лишь 22 барреля на жителя страны в год. При средней цене барреля Brent в 69 долларов — это 1500 долларов нефтяной выручки на иранца в год. Часть нефти потребляется в Иране, часть уходит на экспорт. Из экспорта нужно вычесть санкционные скидки, услуги «теневого флота», посреднические ОАЭ и Малайзии. И в итоге, если на одного иранца выходит 50 долларов экспортной выручки в месяц, — то это отличный результат.
Другой пример: на одного иранца добывается нефти меньше, чем на россиянина — 26 баррелей нефти на жителя России в год. Для понимания масштаба отставания Ирана и России: — в Саудовской Аравии на жителя добывается 96 баррелей нефти в год. Говоря иначе, даже рекордная иранская добыча нефти не позволяет местным жить за счёт нефтяной ренты, кто бы ни находился у власти: аятоллы, иранские шейхи, американские кураторы и т. д.
Печать