Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о динамике дефицита торгового баланса США.Несмотря на весь хаос в политике президента США Дональда Трампа, надо отдать должное: порой он достигает выдающихся (тут без иронии) результатов. Ахиллесова пята американской экономики последних десятилетий — дефицит торгового баланса. Он же, известный в массах эффект — «экспорт зелёной резаной бумаги в обмен на импорт ништяков».
Но с начала 2025 года дефицит торгового баланса резко сокращается. А если из цифр убрать закупку золота как разовый фактор, то торговый дефицит достиг минимума за десятилетие в конце прошлого года.
Конечно, это результат тарифных войн. То есть протекционистская политика Трампа даёт свой ощутимый результат. Очень простым решением (де-факто убийством ВТО, кончиной экономического союза с Мексикой и Канадой и торговой войной с Китаем) почти удалось вылечить многолетнюю хворь: «едим больше, чем производим».
С одной стороны, в последние годы дефицит торгового баланса Штатов мало кого волновал. С другой — сам по себе он создавал проблему нужды в постоянном притоке капитала. Иногда притоки этого капитала нужно было стимулировать войнами и прочими дубинками. А взамен капитала выдавались расписки казначейства, корпораций или домохозяйств — обещания рассчитаться в будущем с процентами.
Заслуга Трампа в том, что размер этой дыры резко сократился. Это вызвало массу возмущений в странах–торговых партнёрах, но не породило дисбалансов в экономике США — всплеска инфляции, пусть и согласно официальным данным, не произошло.
Более того, эффект тарифов Трампа пока ещё не полностью отразился на национальной экономике. Не все торговые цепочки перенастроились, далеко не все потенциальные промышленные релоканты переехали из Европы и Китая. Не выросли цены на нефть и газ, а ведь Штаты стали нетто-экспортёрами нефти в последние годы.
В общем, при всей кажущейся непоследовательности, хаотичности и непредсказуемости политики Трампа, рациональность и последовательность в ней прослеживаются. Если к концу своей каденции ему удастся создать профицит торгового баланса США и не вызвать обратной реакции экономики в виде финансового шока — то он реально сделает Америку на половину великой. А если хотя бы придумает, как решить проблему госдолга, то станет величайшим президентом своей страны.
Печать