Два дня из четырех прошли с момента объявления о временном прекращении огня на северо-востоке Сирии. Такое решение было принято Минобороны в переходном правительстве Сирии, в связи с новым соглашением с курдской коалицией «Силы демократической Сирии». Однако, по мнению некоторых экспертов, США просто сдали сирийских курдов силам переходной администрации Ахмеда аш-Шараа.
Своим видением ситуации поделился политолог, эксперт по Ближнему Востоку, эксперт Центра ПРИСП Мирзад Хаджим.К сожалению, большинство современных экспертов ошибаются, полагая, что ИГИЛ* была лишь спонтанным взрывом экстремизма. В измученном сирийском сознании эта организация воспринимается как «функциональная программа», которой управляли и которой позволяли расширяться в определенные моменты, чтобы она стала «молотом», разрушающим старые границы и создающим оправдание для международного вмешательства.
В свое время «Программа ИГИЛ*» стала предлогом для создания альянса с курдами – не из уважения к их правам, а потому, что они были самой преданной «пехотой» в войне, которую ее проектировщики изначально задумывали как глобальную. Сегодня же, когда срок действия этой программы истек, она была заменена новой – правительством Дамаска с таким же радикальным, но «причесанным» окрасом. Это правительство внезапно стало партнером Вашингтона, а курды оказались «вне игры», как ненужный инструмент, выполнивший свою задачу.
«Задокументированное» предательствоЭтой зимой холод в Камышлы и Кобани, кажется, исходит не с неба, а из закрытых кабинетов Вашингтона и Дамаска. За академическими терминами – «геополитика» и «баланс сил» – стоят матери с фотографиями погибших сыновей. Они сражались с ИГИЛ* – монстром, которого мир назвал «врагом человечества». Но оказалось, что их кровь была лишь чернилами в международном договоре купли-продажи.
То, что Запад называет «политическим реализмом», для нас, курдов, является ничем иным, как «задокументированным» предательством. В конце 2025 года от курдов потребовали сражаться против Ирана и «Аль-Хашд аш-Шааби», вести прокси-войны в интересах западных держав. И когда курды, защищая свои права, ответили «нет», то тут же перестали считаться союзниками Запад.
Прагматизм США не ограничился лишь уходом американских сил из северо-восточной Сирии. Соединённые Штаты передали «ключи» от страны тем, кого еще вчера называли «террористами» – ХТША*. Этот «брак с дьяволом», как называют этот поступок на улицах Хасаки – последней оставшейся под контролем курдов провинции – доказывает, что ценности, которыми кичится Запад, всегда отступают перед бочками с нефтью.
Всего за 6 дней курдская территория в Сирии уменьшилась более чем в 2 раза. Блицкриг Джулани при поддержке Турции и непротивлении США прошел более чем успешно. От «Курдской автономии», включавшей ранее провинции Хасака, Ракка и Дейр эс-Зор, а также
часть Алеппо, остался только крайне уязвимый участок провинции Хасака. Помимо территорий курдами потерян контроль над нефтегазовыми и водными ресурсами.
Безмолвный крик КобаниВ Кобани люди выходят на улицы с протестами. И это не просто акция в одном отдельно взятом городе. Кобани – это «пульс» курдской борьбы за свои права. Это город, в котором не осталось камня на камне после войны с ИГИЛ*. Я не преувеличу, если скажу, что Кобани – это Сталинград курдов, о который в 2015 году разбился проект ИГИЛ*. Именно отсюда идет сейчас сигнал, посланный Вашингтону, Лондону и Парижу: «Мы не цифры в ваших программах, мы хозяева этой земли».
Но вот парадокс – мир, который вчера аплодировал героизму Кобани, сегодня закрывает глаза на танки «нового Дамаска», которые готовы войти в город. Ставка сделана на легитимность, но возможное нападение на Кобани срывает маску «умеренности» с нового сирийского режима и ставит его перед лицом прямого столкновения с наследниками курдского сопротивления.
Отмывание денег и душСамое болезненное в картине 2026 года – самооправдание, которым занимается международное сообщество. Группировки, еще вчера транслировавшие казни, сегодня стали «национальными силами», перед которыми расстилают красные дорожки в странах Международной военной коалиции.
Этот международный сговор поставил курдов перед горьким выбором: либо раствориться в системе, которая их не признает, либо сражаться до последнего вздоха. «Продажа» курдов в обмен на джихадистов – это не просто тактическая ошибка Запада, это нравственное падение, которое будет преследовать мировую совесть десятилетиями.
Если курды вынужденно сдадутся, их дело не закончится. Начнется новая глава ненависти, порожденной предательством. А если они опять вступят в бой, это будет битва «утопающего, который не боится промокнуть».
*террористическая организация, запрещена в РФ
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Печать