Руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о структурных изменениях в федеральных органах исполнительной власти.В 2026 году может произойти ряд структурных изменений в системе федеральных органов исполнительной власти. Предпосылками к нему является новый электорально-бюджетный цикл, реализация новой фазы нацпроектов, акцент на цифровизацию госуправления. Но в первую очередь – новые требования к эффективности госаппарата, которые предъявляет геополитическая ситуация.
Официальной программы по глубокой реформе ФОИВ пока нет, но, по информации моих источников в АП, обсуждение активно идет. И уже можно вычленить несколько реалистичных сценариев.
Тотальная цифровизацияЭтот сценарий (самый мягкий) не связан с массовой ликвидацией ведомств, но предполагает изменение функционала и усиление роли цифровых подразделений внутри всех существующих ФОИВ.
Напомню, что еще в 2016 году были созданы проектные офисы, причем и в федеральных, и в региональных органах. Но они по факту до сих пор остаются модным, но необязательным атрибутом. Хотя в некоторых ведомствах играют значительную роль, скажем, в ФНС именно проектный офис занимался созданием автоматизированных систем и регистров для повышения эффективности сбора и контроля данных. Но тут дело в личной заинтересованности руководителя. А тотального требования к тому, чтобы проектные офисы оставались «драйверами изменений», увы, нет.
При «цифровом» сценарии Минцифры и профильные ИТ‑подразделения получают повестку не только по технологиям, но и по координации цифровых функций в других ФОИВ. Агентства, курирующие ИТ‑проекты (например, по «ГосТех» или единой платформе решений), могут быть усилены или преобразованы в самостоятельные структуры с прямым функционалом по реализации цифровой политики государства.
Это отражает тенденцию, когда цифровое направление не просто становится приоритетом, но и интегрируется в компетенции традиционных министерств, расширяя их штаты и полномочия.
Укрупнение функций контроля и надзораДискурс последних лет указывает на необходимость очистки системы от «перекрывающихся ведомств» и перераспределения функций между службами, министерствами и агентствами. Это разделение запустил в рамках административной реформы в 2003 году Дмитрий Козак. Отличная идея была, но в реальности за 20 с лишним лет накопилось слишком много ошибок.
И теперь обсуждаются новые шаги, которые продолжают логику Козака. Это укрупнение надзорных органов: объединение некоторых служб под единым контролирующим центром с целью упростить взаимодействие с бизнесом и гражданами. Плюс перевод части функций агентств по государственным услугам в профильные министерства или централизация таких функций в одном крупном агентстве.
Такой сценарий уже проявляется в подходах к системе контроля над госзакупками и информационному взаимодействию ведомств через государственные информационные системы, что планируется усилить в 2026 году.
Точечные измененияЭто касается ликвидации или создания конкретных ФОИВ. Наиболее вероятно – создание федерального министерства ЖКХ (его вычленят из Минстроя) и ликвидация ФАДН. Правда, последний пункт плавно выпал из повестки дня. В стратегии госнацполитики до 2036 года уделяется внимание миграционным аспектам и адаптации иностранных граждан, что усиливает значимость института, отвечающего за межнациональные вопросы. При этом ликвидация ФАДН крайне маловероятна. А вот преобразование – вполне возможно. Например, встраивание в структуру МВД (присоединение к ГУ по вопросам миграции)
Министерство ЖКХ стране крайне необходимо. Существующий Минстрой объединяет функции управления жилищным сектором, коммунальными услугами, инженерной инфраструктурой. Растущий акцент на модернизацию коммунальной инфраструктуры, водоснабжения и энергетических сетей, а также привлечение инвестиций в ЖКХ поднимают запрос на повышение эффективности этого направления. А в Минстрое профильных спецов по коммуналке практически нет (не просто перевелись, но и изначально не было).
Печать