Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о конфликте между президентом США и главой ФРС.Уголовное преследование главы ФРС Джерома Пауэлла — это не про независимость ФРС. ФРС с момента увольнения Пола Уолкера президентом Рейганом в 1987 году работает рука об руку с Минфином США. А главная цель ведомства — обслуживание ядра финансовой системы США — государственного долга. Это и периодические «деньги с вертолёта», и «долларовый пылесос», и прочие инструменты экспорта инфляции и кризисов в страны — поставщики сырья и ширпотреба.
Тем не менее конфликт между Дональдом Трампом и Джеромом Пауэллом очевиден. Последнему после нескольких месяцев публичных оскорблений от президента прилетело обвинение в коррупции.
При этом глава ФРС всегда консенсусная фигура: его смотрины проходят не только в Белом доме и среди законодателей, но и у банкиров — учредителей ФРС. Так вот, Джером Пауэлл был назначен в прошлую каденцию Трампа, в 2017 году, то есть как минимум с молчаливого согласия нынешнего президента.
Более того, до окончания полномочий Пауэлла в мае 2026 года осталось лишь 4 месяца. То есть можно было спокойно переждать квартал и поставить своего человека, а уже потом, по уходу, если у Трампа есть желание отомстить за какие-то личные обиды — инициировать преследование. Но нет, происходит публичная порка должностного лица, то есть время не ждёт даже нескольких месяцев.
Суть скоротечности конфликта отражает стремительный рост стоимости золота — кричащий о том, что нынешняя финансовая система США дышит на ладан. Но если смотреть с утилитарной точки зрения, то у проблем доллара есть фамилия, имя и должность. Это ФИО может находиться в ФРС — отвечающем за инфляцию, а может — в Минфине США — отвечающем за бюджет и долг. В общем, Пауэлл назначен президентом США «козлом отпущения».
Можно смотреть на конфликт и с другого ракурса. У США проблемы с долгом. Чтобы их решить, нужно выбрать одно из двух зол: реструктуризацию долга (дефолт) или инфляционное обнуление. Дефолт ударит по бюджету, заставив экономить, в т.ч. и Пентагон, и на десятилетия загонит экономику штатов в депрессию. Но, вероятно, это позволит сохранить доллар как мировую валюту ещё на какое-то время. В этом случае проблемы долга США решаются за счёт военных, ВПК и бигтеха, лишившихся заказов. Апологет этого сценария — многострадальный Пауэлл.
Альтернативный дефолту сценарий — повышенная инфляция, обнуляющая американский государственный долг. В этом случае удастся сохранить американскую промышленную экономику, но доллар США уравняется с зимбабвийским. То есть в этом случае пострадавшими окажутся банки и прочие финансовые институты, работающие с капиталом. А статус доллара как мировой валюты сохранить не удастся. Но удастся сохранить США как крупную региональную экономику — первую среди равных: Венесуэлы, Колумбии и Аргентины, хотя и с ядерной бомбой. Трампу импонирует такой сценарий.
Печать