Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член РАПК Сергей Румянцев – о стратегии народосбережения властей Вологодской области. Оценивая стратегию народосбережения властей Вологодской области, в первую очередь необходимо отметить ее реалистичность. Так, в случае стимуляции рождаемости упор делается именно на материальные меры поддержки. И это свидетельствует о том, что команда Филимонова вполне трезво оценивает как причины падения рождаемости, так и варианты решения этой проблемы. Для того, чтобы завести ребенка, большинству людей нужна уверенность в завтрашнем дне. Которая измеряется в первую очередь толщиной кошелька или количеством денег на банковском счете. И речь идет не о стремлении сохранить личный комфорт. Желание завести ребенка неразрывно связано со стремлением обеспечить ему лучшее будущее. Заботливый родитель никогда не будет размышлять в ключе: «Зачем моему ребенку новая одежда и игрушки? Кому нужны эти занятия с репетитором? И стоматолог ему не нужен. Вот еще, у меня самого зубы кривые. И ничего – жизнь прожил». При этом большинство молодых пар резонно не желает поднимать благосостояние за счет регулярных переработок или работы вахтой. Все прекрасно понимают, что это равнозначно либо созданию идеальных условий для развода, либо переходу к режиму «призрачного супруга» («ухожу – мои еще спят, прихожу – мои уже спят»). Альтернативная стратегия (сводящаяся к попыткам сделать деторождение «модным» без улучшения материального положения людей) в лучшем случае провоцирует у населения вспышки едкого юмора, в худшем – вызывает рост агрессии в отношении элит. И потому команда вологодского губернатора решила использовать непопулярный у истеблишмента, но единственный реалистичный вариант стимуляции рождаемости.
Обращает на себя внимание и то, что, вопреки распространенному среди высшей бюрократии стереотипу, команда Филимонова увязала демографические показатели с развитием образования. И верность этого подхода, к слову, подтверждается научными данными. Как показало проведенное в 2024 г. мета-исследование более чем 600 публикаций по теме влияния образования на здоровье человека, проведенное Институтом по исследованию показателей здоровья и его оценки (IHME) при Медицинской школе Вашингтонского университета и Центром исследований глобального неравенства в сфере здоровья (CHAIN) при Норвежском университете науки и технологий, время, продолжительность жизни человека прямо связана со временем, проведенным за партой. Вероятность ранней смерти у людей, которые окончили школу и высшее учебное заведение, то есть учились примерно 18 лет, на 34% ниже, чем у тех, кто вообще не учился.Воздействие образования на здоровье сравнимо по степени воздействия с такими факторами, как режим питания, курение или чрезмерное употребление алкоголя.
Нельзя не отметить и комплексный характер стратегии народосбережения. В частности, ее «антиалкогольный» блок включает в себя не только запретительные меры, но и доступ к мерам поддержки для компаний, согласившихся сократить присутствие «горячительного» на полках с товаром.
Все это существенно повышает шансы на успешную реализацию вологодской стратегии народосбережения. В отличие от большинства аналогов, ее в принципе сложно назвать декларативным документом. И остается только надеяться, что продолжат последовательно выполнять положения стратегии.
Печать