Совет улемов Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) утвердил богословское заключение (фетву), запрещающее курьерам, исповедующим ислам, перевозить нехаляльные продукты. Советник Президента РФ, глава СПЧ Валерий Фадеев отметил, что это решение противоречит как минимум пяти статьям российской Конституции.
Сложившуюся ситуацию прокомментировал политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев.Совет улемов Духовного управления - не орган государственной власти, поэтому не в его полномочиях что либо разрешать или запрещать. ДУМ может только рекомендовать или не рекомендовать что-то верующим.
Точно также и фетва о курьерской доставке и логистике лишь разъясняет, что отвечает или не отвечает нормам ислама, однако она не является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению. Более того, в самой фетве неслучайно говорится, что если курьер не в курсе, что именно он перевозит, то содержание доставке не будет проблемой.
Другое дело, если курьер-мусульманин сознательно выбирает в магазине свинину или алкоголь. Но и в этом случае речь идет лишь о придерживающихся строгих правил мусульманах.
На решения непрактикующих мусульман фетва никак не распространяется, а вот у мусульман практикующих действительно возникают вопрос о границах дозволенного. Они задают вопросы, а Совет улемов должен внести ясность. В этой связи оснований драматизировать саму фетву нет, но имеет смысл поинтересоваться, что именно практикуют те, кто задает такие вопросы.
Что же касается тех курьеров, с которыми у работодателя будут возникать проблемы за проблемами, очевидно будут уволены. Принимая во внимание, что только за 2025 зарплата курьеров в Москве выросла почти на 40% терять курьерам есть что. Вместе с тем нельзя исключать и того, что появится отдельная халяльная исламская служба доставки точно также, как у нас появились халяльные магазины.
Говоря о заявлении главы СПЧ Валерия Фадеева о том, что данная фетва о доставке противоречит Конституции РФ, то нельзя не отметить, что юридически оно точное. Хотя практического значения в узком смысле заявление не имеет, ибо работодатели разберутся с курьерами в рамках действующего законодательства сами. Однако, если заявление Фалеева это повод напомнить, что любые религиозные организации не вправе брать на себя функции органов публичной власти, то прозвучало оно весьма своевременно.
Процесс усиления влияния религиозных организаций на общество и государство, направленный на установление религиозных ценностей в качестве основы жизни социума, набирает обороты. Было бы здорово, если бы СПЧ почаще напоминал представителям всех без исключения традиционных конфессий, что Российская Федерация — светское государство.
Разумеется, светский характер многонационального государства залог его единства и устойчивости. Уважение к традиционным ценностям предполагает уважение к религиозным чувствам. В том числе, к чувствам мусульман.
Но есть нюанс. Российские мусульмане давно живут в одной стране с православным большинством, вопросы их взаимоотношений разрешены вековыми практиками. Фетва же ДУМ о логистике и доставке адресована в первую очередь к трудовым мигрантам. Людям другой культурной традиции.
Традиция — это ценность, которая у нас зачастую абсолютизируется. У традиции изначально служебное значение: это средство передачи ценностей. Делать из любых традиций священную корову реально опасно, потому что под традицию может мимикрировать нечто не заслуживающее передачи из поколения в поколение. Или это вообще может быть чуждая нам традиция.
Традиционный ислам в России кое-кто хотел бы сегодня заменить на ислам политический, ислам радикальный, ислам бескомпромиссный.
Вот что может стать реальным источником общественного раскола.
Вопрос о доставке — тревожный звоночек, что в обществе все больше тех, для кого российская идентичность не главное. Вот о чем всерьез надо задуматься. Также, как крепко задуматься о светском государстве как нашем достижении и традиции, которую надо изо всех сил сберечь.
Печать