Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – об экономических последствиях отказа стран Евросоюза от российского газа.Отказ от русского газа, несмотря на бравурные заявления (сменяемые угрозами), дался европейцам тяжело. Основное бремя взяли на себя бюджеты. Это наглядно демонстрирует доля налогов в конечной цене электроэнергии у потребителя. Она снизилась примерно с половины (в т.ч. НДС) в 2019 году до 25% на «дне» энергетического кризиса в 2023 году. Если очистить эти цифры от НДС, то доля налогов в цене электроэнергии упала с 28% до 8% на «дне» кризиса.
То есть русский газ не только питал европейскую промышленность, он ещё и наполнял бюджеты, позволяя «втыкать» дополнительные поборы в разницу между покупной ценой первичной энергии и тем, сколько за неё был готов платить потребитель.
Теперь же и энергия своя (и американская), но дорогая, и промышленность загибается, и бюджеты пустые. Возможности для маневра (традиционная реакция на кризис, войну или природно-климатические катастрофы - повышение бюджетных трат) для стран Европы снижаются. А ответа на вопрос, где новые стимулы для развития местных экономик, - нет.
Печать