Председатель комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов – об изменении территориальной структуры местного самоуправления. Когда четыре года назад начиналось обсуждение нового федерального закона, вы помните первые общественные слушания в Общественной палате России — огромная многотысячная аудитория. Все городские ассоциации проводили марафоны. У некоторых из разработчиков была идея привести всех к единой схеме. Однако многолетняя работа на земле показала, что нужен максимально гибкий инструмент законодательного регулирования, учитывающий разнообразие страны.
В одних муниципалитетах основной транспортный способ связи — это быстрые автодороги, а в других зимой ездят по зимникам, а летом по реке. В одних снабжение ресурсами идет через мазут, в других — через уголь, в-третьих — через электричество и тепловые станции. В этих условиях Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления создала рабочие группы по конкретным направлениям, предметно отрабатывая каждую норму. Это привело к тому, что появилась и гибкость, и четкость одновременно.
В обновленном законе прописано, если меняется территориальная структура, можно объединять не только муниципалитеты и районы в муниципальные округа, но также объединять два поселения и проводить новые границы. Почему? Потому что у нас сейчас 2160 территориальных структур сильно поменялись. Эта структура — демографическая, экономическая и социальная — должна учитываться при новом подходе. Это принципиально важно.
В этом смысле действительно все только начинается. У нас сегодня решающий этап — провести конкретную работу в своих муниципалитетах и регионах, чтобы новый этап жизни местного самоуправления в России был адекватен требованиям времени и конкретной ситуации на местах. Меняется то, как можно перераспределить полномочия в конкретных регионах и муниципалитетах, как будет работать новая финансовая схема. С этим нам всем нужно не упустить момент и использовать это как окно возможностей для решения застарелых вопросов, которые годами не решались.
Печать