6-9 июня проходят
выборы в Европарламент, по итогам которых ожидается усиление ультраправых групп «Идентичность и демократия» (ID) и «Европейские консерваторы и реформисты» (ECR). Суммарно они претендуют на 140-160 мест (из 720) и получат решающий голос только в том случае, если правоцентристы из EPP (доминируют с 1999 года) решатся на разрыв с S&D и Renew в пользу союза с крайне правыми. Выборы интересны с двух позиций.
Легализация популизмаКонфликт между Национальным объединением и Альтернативой для Германии (АдГ) привёл к исключению последней из ID: Марин Ле Пен пошла на разрыв с союзниками для «обеления» собственной партии во французской политике. Кроме того, исключение АдГ может способствовать сближению ID и более умеренной ECR.
АдГ, в свою очередь, предпринимает шаги по созданию группы радикальных партий, на фоне которых ECR и ID будут казаться приемлемым вариантом для формирования коалиции — популизм «легализуется» в политическом мейнстриме Европы. А усиление правых позволит им мобилизовать избирателей перед национальными выборами.
Крен направоНи одна крупная европейская партия не является «пророссийской», но популисты — прагматики, готовые к ведению realpolitik. Усиление ID выгодно Москве. А вот члены ECR, напротив, выступают за евроатлантическое партнёрство. Впрочем, реальной властью Европарламент не обладает, да и истеблишмент отличается инертностью — полноценного «правого поворота» ждать не стоит, хотя кадровая ротация возможна.
Против главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен (считается представителем «проамериканской партии») активно интригуют глава Евросовета Шарль Мишель и Эмманюэль Макрон, претендующий на лидерство в лагере сторонников независимой Европы. Удачное выступление ID и тем более усиление радикалов под патронажем АдГ может стать дополнительным аргументом в пользу смены главы ЕК, а значит и корректировки политического курса Брюсселя.
Эксперт КГ «Полилог» Глеб Беляков
Печать