Член Российской ассоциации политических консультантов, Комитета по политическим технологиям РАСО, основатель агентства «Стратагема» Роман Черемухин – о трансформации пиара представителей губернаторского корпуса в новых условиях. Демонстрировать свою успешность и осведомленность губернаторам становится все тяжелее. Традиционные методы сообщения об успехах и достижениях хороши только для официальных презентаций в центр. Сегодня же речь должна идти о том, как правильно и логично построить стратегическую коммуникацию, которая станет основной прочных и взаимовыгодных отношений с общественностью. В первую очередь - формирование команды активных молодых сторонников.
Каждый губернатор всегда дает обещания. Чтобы завоевать доверие населения необходимо выбирать только те обещания, которые являются реалистичными и достижимыми в обозримой перспективе. Давать им оценку и понимать, насколько это именно так,— право жителей регионов. По понятным причинам многие политики делают главный акцент на возрастную аудиторию, видя в ней свою основную силу и ресурс поддержки. Однако этот источник уже фактически исчерпал себя, то есть никакого нового прироста сторонников он обеспечить не в состоянии.
В нынешних же условиях успех ждет тех губернаторов, кто будет опираться на потребности молодых избирателей (давайте не забывать и о том, что средний возраст глав регионов за последние годы значительно снизился) и давать ответы на проблемы, с которыми они сталкиваются. Личные беседы — одна из лучших PR-стратегий не только на время выборов, но и для поддержания контактов. Одна из форм этой работы - общение в социальных сетях.
Роль губернатора в коммуникациях. Приходится признать, что глава региона в условиях бесконечных соцсетей, риска неожиданных публикаций, вырванных из контекста цитат и вызывающих бурю гнева случайных записей вынужден стать во главе любой коммуникации и демонстрировать максимально взвешенные реакции.
Кризисные коммуникации. Кризисы в регионах могут иметь разные причины, и они, как показывает реальная жизнь, неизбежны. Это означает, что исключить их вряд ли получится, однако нужно и можно сделать так, чтобы возникшая кризисная ситуация не была с первых и до последних минут неудержимой или неуправляемой. А ведь именно умение главы региона справиться с тем или иным кризисом влияет и на его личную репутацию, и на имидж всего региона. Приходится признать, что отношение и местных жителей, и федерального центра к фигуре губернатора по итогам преодоления кризиса можно измениться и к лучшему, и к худшему. Справиться с проблемой поможет умение (знания, опыт) заранее предвидеть возможные критические сценарии.
Кризисные коммуникации должны быть выведены в отдельную статью, что позволит предвидеть слабые места, разработать стратегию, план и возможные последствия (!) кризисных коммуникаций. Постоянный и эффективный мониторинг вместе с разработанной и структурированной коммуникацией могут свести к минимуму не только имиджевый ущерб, но и фактический урон от кризиса. Пример «суматошной» реакции знаком нам со школьных лет: гоголевский Городничий отлично показывает, как действовать нельзя, если не хочешь запутаться еще больше.
Важным представляется рукотворное создание пространств, где обсуждаются и оцениваются нарративы (и их перспективы), сформированные именно специалистами губернаторского круга. Высказываемые там мнения могут служить источником формирования программы действий на будущее, а также фактически играют роль подсказок на тему, развитие каких направлений вызовет поддержку, а каких — новый поток негатива. Постоянный мониторинг форматов антикризисных коммуникаций, возникающих в разных регионах, дает возможность учиться на опыте коллег, анализировать предпринятые ими шаги и их последствия, а также отбирать лучшие механизмы, подтвердившие свою успешность не один, а много раз.
Вопрос по итогу остается только один: кто из губернаторов готов самостоятельно выстраивать свою политику в регионе и заслуживать доверие жителей, а не продолжать публиковать победные публикации в провластных СМИ и избегать встреч с разгневанным электоратом?
Печать