Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов - об итогах визита госсекретаря США Энтони Блинкена в КНР.Как и ожидалось,
Блинкен приехал в КНР «со своим уставом» и пытался научить Пекин, как ему жить и с кем дружить. В частности, Вашингтон оказывает давление на Китай с целью прекратить поддержку им России товарами и компонентами двойного назначения.
Но, судя по всему, «что-то пошло не так». Во всяком случае, по итогам встречи с Си, Блинкен был явно раздражён. Так, он заявил, что «США готовы принимать новые меры и вводить санкции против Китая на фоне ситуации на Украине», а «если Пекин не примет меры по решению проблемы (поддержки России), то это сделает Вашингтон». Это явная угроза, высказанная госсекретарём США в ультимативной форме после его встречи с первым лицом принимающей стороны. Удивительная всё же страна: её власти до сих пор считают, что способны диктовать всему миру свои условия.
Однако реакция Блинкена явно говорит о том, что его попытка повлиять на Си провалилась. Вообще, становится всё более заметно, что Китай чувствует, как США слабеют с каждым годом, – с политической, экономической, военной точек зрения, – и всё меньше воспринимает их как равноправного партнёра, а его ответные заявления в отношении Вашингтона становятся всё жёстче.
Так, министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что США оказывают Украине масштабную военную помощь, при этом требуют от других не торговать с Россией, и назвал это «очень лицемерным и безответственным подходом». Он также отметил, что законное право Китая на развитие необоснованно подавляется, а соперничество Вашингтона и Пекина может привести к конфликту, от которого проиграют многие.
У Китая есть свои причины для недовольства США. Например, Вашингтон пытается перекрыть КНР доступ к передовым полупроводникам, которые позволили бы добиться прогресса в области искусственного интеллекта. Но главный раздражитель – вопрос Тайваня. Формально США признают политику одного Китая, и официальные дипломатические отношения с Тайбэем у них отсутствуют. Однако фактически функции посольства там выполняет Американский институт на Тайване, а с 1979 года действует закон, по которому США обеспечивают безопасность острова, в первую очередь, «перед лицом угрозы КНР». Такой вот парадокс: Штаты считают Тайвань частью «одного Китая», но при этом защищают его от Пекина, поставляя Тайбэю военную и финансовую помощь. На самом деле, парадокса здесь нет, а есть всё те же двойные стандарты, которые глава МИД Китая верно назвал «лицемерным и безответственным подходом».
Таким образом, судя по всему, визит Блинкена в КНР будет способствовать не перезагрузке американо-китайских отношений, а, напротив, их ухудшению. Торговые и санкционные войны между странами получат дальнейшее развитие, и Москве это, очевидно, выгодно, потому что приведёт к ещё более тесному сотрудничеству между Россией и Китаем.
Печать