Управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко – об итогах сельскохозяйственного года.Урожай в этой году у нас не рекордный, но очень хороший. И это дает нам возможность смотреть на 2024 год с оптимизмом. По крайней мере, в сегменте зерновых культур.
Естественно, не обошлось без минусов. До главной темы дня – про курицу и яйца – мы доберёмся, но сначала о внутренних проблемах рынка.
Серьёзное влияние на сельскохозяйственный рынок оказывает сейчас недостаток (почти уже дефицит) семян. Возник он в результате заградительных манипуляции со стороны Минсельхоза и других организациях. Связаны эти манипуляции с генеральной линией на импортозамещение по всем фронтам. Но тут, к сожалению, не подумали, что не все мы можем заместить здесь и сейчас. Это касается и семян. Отечественная селекция, скажем прямо, хромает еще, а импортные семена стали изжевать с рынка под надуманными предлогами. Например, один западный бренд, который никуда не ушел, как многие другие, и хочет развиваться на российском рынке, просто не пускать на сельскохозяйственные выставки. Возвращают даже заранее сделанную оплату, объясняя, что компания из недружественной страны. У меня лично это вызывает удивление.
Была проблема с ценой на дизель и на удобрения, что вызвало в итоге снижение рентабельности сельхозпроизводства. Надо отметить, что до определённого момента сельское хозяйство было одним из самых привлекательных рынков для инвесторов, для новых игроков. Мы видели, что и государственные корпорации, и частные предприниматели с удовольствием входили в сельское хозяйство, понимая, что в перспективе пяти лет этот бизнес будет приносить неплохие дивиденды. По итогам 2023 года рентабельность показала снижение. Пока это не критично. Если же тенденция продолжится, можно прогнозировать отток игроков. При этом средний и мелкий бизнес уже испытывают серьёзные трудности. Тут снижение рентабельности ставит под угрозу само существование мелкого и среднего бизнеса.
Пока это всё вызывает лёгкую тревогу, но тенденция должна быть переломлена. По крайней мере, мы надеемся, что в 2024 году мы вернёмся к тому, что рентабельность сельского хозяйство будет одна из самых высоких в сравнении с другими рынками.
Что касается экспорта, то тут тоже не обошлось без проблем. В первую очередь речь о пошлинах, конечно. Но несмотря на это мы расширяем географию экспорта. И в целом крупные экспортёры смотрятся с оптимизмом в будущее. Есть надежда, что в будущем году пошлины будут пересмотрены, поскольку и участники рынка, и эксперты говорят, что нынешние пошлины, скорее, вредят, чем помогают. В том числе сказываются на цене конечной продукции.
Теперь о ценах на яйца и курицу. Проблема, опять же, прогнозируемая. И здесь я бы поспорил с высокими должностными лицами и депутатским корпусом, которые рассказывают, что дефицит возник из-за того, что у населения повысились доходы, и все стали лучше питаться.
Пожалуй, этот довод справедлив лишь в отношении деликатесов. Действительно в некоторых регионах, где ранее не было высокого спроса на деликатесы, это спрос вырос. Причиной стали выплаты по контрактам участникам СВО. Дело в том, что деньги на карты получают их жены, для которых сумма порядка 200 тысяч рублей (при зарплате в 30 тысяч) очень высокая. Конечно, семьи стали покупать те продукты, которые раньше были не по карману просто. К этому торговые сети оказались не готовы, поскольку не рассчитывали на такие объемы там, где данные товары ранее высоким спросом не пользовались.
Но в случае с яйцами история другая. Здесь как раз идёт речь о снижении доходов населения. При этом из-за инфляции подорожало красное мясо – прежде всего говядины и свинины. Но люди нуждаются в белке, вот они и находят более дешёвый белок – это курица, индейка и сами яйца. Потребление этих товаров заметно выросло. И тут мы наблюдаем реальный дефицит и как следствие рост цены. Причем справедливый рост. Можно спорить лишь о том, какой рост справедлив.
Опять же надеюсь, что меры, которые были приняты – отмена ввозных пошлин, дополнительные поставки из других стран, ситуацию стабилизируют. И, как обещает правительство, с середины января цена будет снижаться.
Печать