Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о продолжающемся конфликте между Владимиром Зеленским и Валерием Залужным.В последнюю неделю даже на Западе активно заговорили об усилении противоречий между Зеленским и Залужным. Обострение началось с известной статьи журнала Time, продолжилось после интервью Залужного в издании Economist, в котором он признал ситуацию на фронте тупиковой. Несколько дней спустя Зеленский выразил несогласие с этой позицией. Эти противоречия наложились на информацию о постоянном игнорировании Зеленским мнения главкома ВСУ на Ставке, а также об интересе западных кураторов Украины к кандидатуре Залужного в качестве будущего президента страны.
Очевидно, что латентный конфликт между политическим и военным руководством Украины вышел в публичную сферу. Ситуацию активно обсуждают лидеры общественного мнения, о ней не только пишут СМИ, но мы также слышим взаимные колкости и критику с обеих сторон, в первую очередь, с Банковой, а вскоре, по всей видимости, дело дойдёт и до публичных обвинений.
Обмен достаточно жёсткими высказываниями говорит о том, что дела на фронте у ВСУ идут, мягко говоря, не очень хорошо (иностранной помощи через СМИ хором просят все: Зеленский, Залужный, министр финансов Марченко), поэтому вскоре явно понадобится козёл отпущения, на которого можно будет повесить всю ответственность за провал контрнаступления.
Всё это происходит на фоне решения Зеленского об отмене президентских выборов в следующем году. С одной стороны, это требование закона (выборы не могут проводиться в период военного положения), с другой – партия «Слуга народа» вполне могла бы провести соответствующие изменения, тем более, что западные союзники настойчиво рекомендуют Зеленскому «продемонстрировать свою приверженность демократическим принципам».
Кстати, политтехнологи Банковой довольно долго определялись с решением о (не)проведении выборов. Сейчас рейтинги президента Украины и главкома ВСУ примерно сравнялись, и Залужный представляет серьезную политическую угрозу для Зеленского. Полагаю, расчёт довольно прост: когда закончатся военные действия, а они закончатся с территориальными потерями для Украины, президент «умоет руки», возложив всю ответственность на главкома (несмотря на то, что на Ставке все основные решения принимал Зеленский, и они, как правило, шли вразрез с мнением Залужного). Таким образом, во-первых, Зеленский снимет с себя часть вины за поражение, а во-вторых, избавится от политического конкурента.
Но избавится ли? Не получит ли в этом случае Зеленский сильного оппозиционного соперника, не связанного профессиональным этикетом, «рубящего правду-матку» о войне и действующих властях? Если Залужный начнёт говорить, полагаю, все узнают много такого, что сделает переизбрание Зеленского весьма маловероятным. С другой стороны, кого-то же надо делать крайним, и Залужный с этой точки зрения – идеальная кандидатура.
В любом случае, для россиян такой конфликт – хорошая новость. Пауки в банке начинают пожирать друг друга, искать виновных в своих провалах, – всё это приближает нас к победе.
Печать