Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый в своем Telegram-канале следит за развитием израильско-палестинского конфликта.К концу четвёртого дня после палестинской террористической атаки стороны приступили к розыгрышу медийной повестки для шлифовки позиций и формирования международной поддержки. Сути это не изменит – Израиль мстит и будет мстить. Заявка чёткая: уничтожение ХАМАС и, надо полагать, самостоятельной Газы. Но форма на пути к большой войне может иметь принципиальное значение.
Газу с двумя миллионами жителей окружили, блокировали, отключили электричество, воду, запретили подвоз продовольствия и медикаментов. И продолжают бомбить. Главная связь с цивилизацией через пропускные пункты с Египтом нарушена – израильтяне их обстреляли, египтяне закрыли. Водные подходы под ударами авиацией. Египет может принимать не более 2000 беженцев из сектора Газа ежедневно. И говорит, что даже этого не желает, аргументируя просто: израильтяне хотят выдавить население из города и забрать территорию.
Предположим, задача максимально уничтожить город перед сухопутным вторжением. Израильтяне к нему тщательно готовятся, и вполне понятно, сильно опасаются. Тем более речь для ХАМАС пойдёт о выживании, а не об отражении полицейской операции. А ведь израильтянам ещё нужно эту территорию удержать, территорию с крупнейшей гуманитарной катастрофой…
В любом случае речь пойдёт о десятках тысяч жертв, палестинцев, которые уже расчеловечены и названы пособниками террористов. В поддержку этих тезисов в интернете публикуются все новые и новые кадры смертей и казней израильских гражданских лиц в первый день акции ХАМАС. В каждом кадре ощущается предельная животная ненависть террористов и страсть к насилию. Всё, чтобы вызвать самую жёсткую реакцию противника.
И теперь, конечно, в ответ летит медийка из Палестины после уничтоженных жилых кварталов: традиционно масса убитых детей, женщины, бегущие с маленькими трупиками на руках, сейчас начнутся похороны, похороны, похороны. Никакой избирательности, просто ковровая бомбёжка.
Кстати, обещание ХАМАС пока не сдержал, заложников не казнил, интересная заминка в эскалации. Зато утром член политбюро ХАМАСа Муса Абу-Марзук в интервью телеканалу Al-Jazeera заявил, что ХАМАС выполнил цели своей операции в Израиле и готов к диалогу. Пройдёт – ХАМАС в выигрыше, нет, что наверняка, и начинает формироваться образ жертвы в глазах многомиллионной мусульманской уммы. Улица уже давит на арабских лидеров, слишком прозападных в последние годы, но всё ещё слишком близких к народу, хотя казалось бы.
Хуситы в Йемене и отряды Бадр в Ираке синхронно сообщили, что в случае вмешательства США в войну, она станет региональной и все военные объекты США в регионе станут законными целями для ударов. Ранее США повысили уровень боеготовности на своих основных военных базах в регионе. Хезболла все активнее разжигает огонь на севере, поддерживая или прикрываясь палестинскими группировками. Израиль отвечает и показывает, что готов к драке с кем угодно.
Вообще, Израиль очень быстро оправился от шока и мобилизовался. И с военной точки зрения, и особенно с гражданской. Он совсем другой, да, не такой как с послевоенными поколениями 20-30 лет назад, но собранный, патриотичный, понимающий цивилизационный вызов. Не надо судить по релокантам, и не надо их называть нашими. Это люди безродные, к нам имеют отношение как строчки в википедии, которую давно пора заблочить.
Пока ХАМАС огрызается ракетами и партизанским вылазками. Сообщает, что не будет вести переговоры о судьбе пленных до полного окончания боевых действий. Объявил пятницу днём всеобщей мобилизации в арабском и исламском мире, обратился к палестинцам в анклаве на Западном Беру с призывом «подняться и выйти толпами, чтобы подтвердить единство судьбы и пути к Иерусалиму». Его задача зажечь всеобщий хаос, затянуть войну, увеличить количество жертв и добиться вступления в войну больших игроков, хоть напрямую, хоть через прокси.
Медийка работает: многие страны, включая Запад, раскалываются, другие тонут в сочувствии, которое в перспективе может обернуться давлением на Израиль, третьи – полны гнева и жажды войны.
Закулисье пока в тишине, с общей дипломатической позицией сложно, даже региональной. Проблема и в том, что нет смысла дёргаться, пока Израиль тонет в отсутствии выбора, себе дороже. Самый звонкий – консенсус о необходимости создания палестинского государства, который поддержала и Россия. Возможно, работа идёт в этом направлении, с компромиссом может быть тяжело, но он может быть найден без ХАМАС, у которого с настоящими друзьями ещё хуже, чем у Израиля.
То есть задача переговорщиков - отделить хороших и плохих палестинцев, террористов и жертв, тех, кого можно и нужно уничтожить, и тех, кому можно доверить государство. Задача решаемая.
В Москву вроде бы ещё едет глава ФАТХ, посмотрим, как Путин разыграет эту карту. Если собирается, то надо спешить, на Эрдогана пока слишком давит улица, а то бы он уже поставлял обеим сторонам пушки и льстивые речи. Эрдоган говорит, что не ожидает, что война там закончится за 1-2 недели, но, по его мнению, надо уже сейчас работать над ее прекращением.
Путин же впервые прокомментировал войну Израиля и «Хамаса». Он назвал её ярким примером провала политики США. «США оказывали давление на обе стороны. То на одну, то на другую. Но каждый раз без учета коренных интересов палестинского народа. Прежде всего — реализации решений Совбеза ООН по созданию независимого суверенного Палестинского государства», — сказал Владимир Путин во время встречи с премьер-министром Ирака Мухаммедом Шиа Ас-Судани.
Тем временем, Франция официально признала ХАМАС террористической организацией. Помощь палестинцам будет пересмотрена с учетом этого факта. Но в Брюсселе пока считают иначе. Боррель разродился заявлением, что "отдельные решения Израиля" противоречат международному праву. Европейские леваки вполне ещё в деле. «Израиль имеет право защищаться, но ряд его действий в Газе противоречат международному праву». Он заявил, что главы МИД стран ЕС выступили против блокады Газы и призвали открыть гуманитарные коридоры.
Пока из главных выгодоприобретателей ситуации – Иран и США, оба государства ещё не сказали последнего слова. Только первый действует исподволь и, вероятно, уже сделал нужные шаги с нужным хронометражем. А в Вашингтоне просто получают бонус от хаоса, который устроили сами, 30 лет назад поместив себя в центр бури в качестве островка безмятежности. Но это до поры до времени.
Печать