В среду состоялась инаугурация избранного башкана Гагаузии. Выборы, на которых победила Евгения Гуцул, прошли в мае.
Политтехнолог, управляющий партнер коммуникационной группы «Первый советник», эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов – о политическом фоне, который сформировался к моменту инаугурации.Инаугурация прошла спустя два месяца после выборов на фоне оформившегося противостояния нового гагаузского руководства с руководством Молдовы. Примечательно, что на церемонию не приехал ни один представитель центральной власти – ни президент Майя Санду, ни премьер-министр Дорин Речан, ни один министр. Не было даже ни одного депутата от пропрезидентской партии ПАС.
На следующий день после инаугурации башкана Гагаузии Майя Санду прокомментировала свое отсутствие тем, что считает Евгению Гуцул избранной незаконно. При этом президент Молдовы в оценочных формулировках не стеснялась, заявив, что Гуцул на выборах поддерживала преступная группировка. А кроме того, Санду подчеркнула, что намеренно не участвовала в инаугурации человека, который избран
от партии «Шор», ныне запрещенной в Молдове.
Некоторое время назад суд Молдовы действительно запретил деятельность партии Илана Шора на территории страны. Но стоит отметить, победив во втором туре выборов башкана в Гагаузии, Евгения Гуцул представляла партию «Шор», в отношении которой никаких санкций введено не было. «Шор» на тот момент была абсолютно легитимной партией, представленной в законодательном собрании. Так что, высказывание Майи Санду выглядит, на мой взгляд, довольно странно.
Вместе с тем депутаты пропрезидентской партии ПАС (и вряд ли это можно считать совпадением) предложили уменьшить бюджет для Гагаузии на 100 млн лей ежегодно. Иначе как сведением счетов с непризнанным руководителем автономии, это считать затруднительно. При этом у Майи Санду руки скованы Конституцией, она не может не подписать документ по признанию башкана Гагаузии, тем более, что по Конституции он считается членом правительства. И она уже заявила, что документ подпишет, хотя делать ей этого и не хотелось.
На мой взгляд, все последние события, разворачивающиеся между Кишиневом и Комратом лишь усугубляют отношения центральной власти с автономией. Центральная власть все больше отталкивает жителей автономии, которые сделали с вой выбор, таким образом собственными руками создает еще один очаг напряженности наряду с Приднестровьем. Причем, на мой взгляд, Кишинев устроил этот конфликт на ровном месте, с абсолютно лояльной Гагаузией, у которой никогда не было мыслей о том, чтобы уходить в какой-то сепаратизм.
Пока для центральной молдавской власти ситуация складывается не лучшим образом. Не исключаю, что уже в скором времени мы услышим разговоры об отделении Гагаузии от молдавского государства.
Печать