Политолог, социолог, эксперт Центра ПРИСП, эксперт Всероссийского конкурса молодежных проектов, эксперт Ассоциации НОМ Эдуард Атанов – о том, что для прекращения практики треш-стриминга нужна отдельная уголовная статья.Глава комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков предложил ввести наказание до двух лет лишения свободы или штраф до двух миллионов рублей за треш-стримы с участием несовершеннолетних. Речь идет о распространении из корыстных или хулиганских побуждений фото- и видеоизображений незаконных деяний, совершенных с особой жестокостью.
Что же такое треш-стрим? Это агрессивное интернет-вещание, когда один человек мучает и унижает другого на камеру, транслирует все происходящее в прямом эфире через интернет, а поклонники таких жестоких игрищ смотрят и «тащатся» от происходящего, да еще дают задание палачу, как бы еще пожестче наказать жертву, естественно, за деньги.
Думаю, предложение Алексея Пушкова – правильное решение, потому что популярные треш-стримеры имеют большое число донатов, и некоторые из них получали, хвастаясь не раз, от одного до двух миллионов рублей в месяц. Надо лишить их такого удовольствия, лишить их возможности зарабатывать на издевательствах и нарушениях. Такой штраф – удар по финансовой составляющей этой злонамеренной деятельности, - считает Пушков, и я с ним абсолютно согласен.
Для прекращения практики треш-стриминга нужна отдельная статья, которая подчеркнет особый состав преступления, потому что сейчас треш-стримеров приравнивают к хулиганам. Нельзя же сравнивать тех, кто спонтанно подрался и тех, кто на камеру за деньги унижает и мучает женщин, детей, а порой даже инвалидов. Речь идет о сознательных, злонамеренных издевательствах над человеком, за это должно быть более суровое наказание.
Как можно смотреть, донатить подобный контент, не испытывая при этом брезгливость и отвращение? Как объяснить потребность в подобных зрелищах с точки зрения психологии?
Люди, которые финансово поддерживают треш-стримы в предвкушении острых ощущений, с большой долей вероятности не только нуждаются в психологической, а то и в психиатрической помощи, но и несут серьёзную опасность окружающим всех возрастных категорий.
Как один из множества примеров: в прошлом году в Ярославле треш-стримеры Кирюша и Лошадка попали в ДТП в прямом эфире. В Ярославле на Республиканском проезде иномарка, в которой они находились, не вписалась в поворот и на скорости влетела в парковку. Машина, перевернувшись, въехала в частную стоянку, разворотив несколько дорогих авто. Один человек оказался в реанимации, девушку забрала скорая... В эту же категорию по степени опасности я бы отнёс и зацеперов, которые, к сожалению, имеют большую популярность в молодёжной среде.
Люди, которые готовы платить за то, чтобы видеть на экране унижения одного человека другим, унижение заведомо более слабого или наблюдать какие-то острые ощущения, которые могут закончится смертью не только ведущих, по согласованию даже добровольцев, становятся соучастниками противоправных действий.
Известная советская и российская учёная в области нейронауки, психолингвистики, в теории сознания, доктор биологических наук, доктор филологических наук Татьяна Черниговская говорит: «Не надо читать плохие книги, не нужно общаться с плохими людьми, не надо слушать плохую музыку, не надо дрянь пить, не надо всякое д***мо есть, это все там осталось, этот яд там лежит». Татьяна Владимировна говорит про наш мозг, который имеет свойство запоминать всё. Так называемый треш-стриминг губительно влияет на мозги, неокрепшую нервную систему именно ребёнка, личность которого находится в процессе становления и формирования.
Депутатский корпус задаётся вопросом: как будут привлекать треш-стримеров к ответственности, если большинство из них уже уехало за границу?
Прежде всего, начать с того, как сказал Пушков: обанкротить, лишить финансовой составляющей это интернет-зло. Треш-стриминг должен исчезнуть из нашей жизни и как можно скорее.
Печать