В конце января корпорация RAND выпустила доклад «Как избежать долгой войны» с подзаголовком «Политика США и траектория российско-украинского конфликта», в котором даются прогнозы по СВО и политике США в ее отношении.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о главных выводах аналитиков корпорации RАND.Прежде всего надо отметить, что RАND - это ведущая аналитическая компания Соединенных Штатов, которая работает в сфере военно-политической стратегии. Это крупнейший американский мозговой центр, работающий на Пентагон и на американское правительство. Это не какая-то компания, которая может позволить себе те или иные спекулятивные заявления для той или иной цели.
RАND делает свою аналитику, в том числе в отношении России, постоянно. Это не какой-то случайный процесс. Это постоянные доклады, причем, значительная их часть направлена против России, поскольку уже давно для США Россия является одним из основных противников. И это неудивительно, поскольку Россия - страна, которая мешает американцам установить мировую гегемонию.
Что касается выводов, которые содержатся в данном конкретном докладе. В какой-то степени они, наверно, парадоксальны. И не соотносятся со многими ура-патриотическими заявлениями, которые делают американские политики. Мы видим более чем умеренные оценки и самое важное, пожалуй, состоит в том, что эти оценки свидетельствуют, во-первых, о том, что крупнейший аналитический центр США не верит в победу Украины. И это расходится с мнением многих западных политиков, которые, по крайней мере на словах, убеждены в том, что Украина, то есть Запад, победит. Ну и, конечно, основной вывод в том, что для США затягивание конфликта нецелесообразно.
А вот это уже интересно, потому что многие эксперты, в том числе на Западе, считают, что как раз для Соединенных Штатов выгодно затягивание конфликта, потому что, чем больше длится конфликт, тем больше наносится ударов по России, по российской экономике, по российскому оборонному потенциалу, а также по Европе.
Если же следовать логике RАND, затягивание конфликта не выгодно США со всех точек зрения, потому что дальнейшее втягивание Америки в конфликт с Россией будет бить по глобальной экономике и по США, создавая дополнительные экономические, социальные, демографические напряжения. Ну и в военно-политическом отношении тоже невыгодно, потому что это будет иметь оборотной стороной расширение возможностей Китая. Так сказать, если США увязнут в противостоянии с Россией, это даст преимущество Китаю на восточном фланге.
Еще один довод, который достаточно часто мы можем слышать, и он вполне оправдан. Чем больше американский ВПК будет втягиваться в украинский конфликт, тем в большей степени он будет уязвим, потому что каждый подбитый «Абрамс» будет мощным ударом по имиджу американского военно-промышленного комплекса. Картинки сгоревшей американской военной техники, конечно, работают против ВПК. И это достаточно серьезный момент, не говоря уже о том, чем Украина будет расплачиваться. Все что есть на Украине, уже американское. И, прежде всего, земля. Украина абсолютно неплатежеспособна.
Что касается переговоров, о которых пишет RАND, это несколько лукавая позиция. Украина сядет за стол переговоров, когда скажет Вашингтон, потому что Украина не субъектна. А переговоры возможны только между субъектами конфликта. Субъектами являются Москва и Вашингтон. Даже не Париж и Берлин, тем более не Киев.
Понятно, что доверять Западу нельзя в принципе, поскольку для Запада Россия противник, Россия чужая страна, чужая цивилизация. А в основе западной культуры обман в отношении чужих является основой. Это было всегда, начиная с индейцев и опиумных войн.
Надо понимать, что американцы - мастера провокаций. Но и надо помнить, что если мы занимаем уверенную позицию, демонстрируем сильную позицию и в экономической сфере, и во внутриполитической, и в идеологической, и в военно-политической, если Запад понимает, что Россия - мощная держава, которая будет добиваться своих задач в защите национальных интересов, то Запад будет вынужден с этим рано или поздно примириться, и договоренности могут быть достигнуты.
Печать