Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о том, что ситуация для российского бизнеса из-за санкций могла быть намного драматичнее.
Спустя почти год
после начала СВО цены на сырьевые товары вернулись в состояние годичной давности: мировой рынок сырья адаптировался к антироссийским санкциям: российские компании перестали получать сверхприбыль на военной конъюнктуре, но в то же время смогли выстроить новую логистику и переориентировать продажи. Впрочем, для компаний переориентация не обошлась без вынужденных дисконтов, но это вопрос маркетинга при выходе на новые рынки. Постепенно скидки (в первую очередь нефть) будут снижаться.
Не стоит забывать про рецессию в развитых странах. Уменьшение размеров экономики Европы, и замедление роста в США и Китае приводит к снижению спроса на сырье. Давление на рынок оказывает даже не реальный баланс спроса и предложения, а лишь ожидания снижения спроса, так как поставки по фьючерсам смещены во времени на несколько месяцев вперед.
В целом, ситуация для российского бизнеса могла быть намного драматичнее. Российская экономика адаптируется к санкциям намного легче, чем экономики Ирана, Северной Кореи и Венесуэлы.
Печать