Генеральный директор венчурного фонда Digital Evolution Ventures Евгений Кузнецов – о триллионе разумных существ и будущем человечества.Наша цивилизация постепенно переходит в качественно новое состояние, когда человек симбиотически связан с техносферой и развивается вместе с ней как единый кибернетический механизм. Это раздвигает границы численности разумных обитателей нашей планеты.
Модель народонаселения Земли, предложенная советским физиком и популяризатором науки Сергеем Петровичем Капицей во второй половине 1990-х годов, постулирует S-образную модель мирового демографического процесса. В соответствии с моделью Капицы численность населения нашей планеты находится в стадии замедляющегося роста и к концу XXI века с нынешних 8,26 млрд человек должна дорасти до 10‒12 млрд, а затем практически стабилизироваться в этом диапазоне.
Капица базировал свою модель на представлении об эволюции человека разумного как биологического вида. Однако в настоящее время можно говорить о переходе нашей цивилизации в качественно новое состояние, когда человек симбиотически связан с техносферой и развивается вместе с ней как единый кибернетический механизм. Мы впали сегодня в такую зависимость от техники, что уже непонятно, кто кем управляет. Логика жизни человечества встроена в определенную логику технической эволюции.
Полноценный цифровой субъектСистема постоянно двигается в направлении роста сложности, при этом непрерывно решая задачу обеспечения устойчивости. Когда внутри современной техносферы появляются такие мощные когнитивные инструменты, как искусственный интеллект, раскрытие новых возможностей техники требует более сложных уровней организации системы. Создавая техносферу и порождая в ней следующий уровень организации, взаимодействуя с ним, человек овладевает мощным инструментом — не вполне человеческим. ИИ — инструмент симбиотической техно-человеческой системы, которую мы строим.
Рост сложности системы проявляется в том числе в увеличении количества ее элементов. Но потолок численности Homo sapiens, определяемый популяционной моделью Капицы, может быть проломлен. В качестве фундаментального прорыва могут выступить две возможности. Первая — выход человечества из земной колыбели, расселение нашего вида в космосе. Вторая — появление цифровых личностей.
И если на пути реализации первой альтернативы перед нами стоит еще изрядное количество труднопреодолимых барьеров, то в части развития ИИ мы видим, как появляются пока не субъектные, но уже агентские в правовом смысле сущности. В будущем за этой агентностью начнет вырастать субъектность. Субъектность не как исполнение заданных извне правил, а как осознание ответственности. Это означает соотнесение себя с некоей ценностной системой — то, что люди именуют этикой или совестью. Инженерно это можно реализовать уже сегодня, но пока это слишком дорого. Однако, учитывая скорость развития цифровой техники, через 10‒20‒50 лет этот порог будет преодолен и мы столкнемся с тем, что цифровые агенты станут полноценными субъектами — не только с правами и обязанностями, но и с позицией, интенцией, логикой, которые они привносят в этот мир.
Самое адаптивное существо планетыГлавный вопрос — что будет происходить со временем. Всю человеческую историю, и об этом тоже писал Сергей Капица, мы имеем дело с ускорением развития цивилизации, со сжатием исторического времени. Очевидно, что это сжатие имеет некоторый предел: грядет некая точка перегиба, произойдет переход к более долгой жизни, в течение которой резко увеличится период обучения. Два столетия назад семилетние дети, как правило, уже работали — сегодня же в этом возрасте они только начинают учиться в школе. И этот период обучения, чтобы человек был способен адекватно взаимодействовать с постоянно усложняющейся техносферой, будет только увеличиваться. Не исключено, что к концу нынешнего столетия он достигнет 30 лет (по современным данным, важные структуры мозга завершают формирование к 32 годам). С точки зрения техносферы человек объективно должен жить долго — чтобы успеть накопить сложность и гармонично взаимодействовать с ней в симбиотической системе.
Продление жизни человека до полутора-двух столетий, возможно, раздвинет границы детородного возраста. Тогда у семейных пар появится возможность несколько раз войти в 20‒30-летнюю историю рождения и обучения ребенка. Контуры этого очередного демографического перехода пока даже не просматриваются, но уже понятно, что будущая модель народонаселения не будет подчиняться S-образному закону, выведенному Капицей. Скорее всего, дальнейшее увеличение численности популяции тоже будет экспоненциальным, но с меньшим темпом роста. Подобную модель неуклонного роста с понижающимся темпом демонстрируют в последние три десятилетия ведущие мировые мегаполисы.
Долгоживущее человечество потребует нового жизненного пространства. Сначала последует постепенное переформатирование ныне не приспособленных к жизни пространств нашей планеты. Земля должна быть почти целиком превращена в продуктивную экосистему, на ней везде должно быть комфортно жить большому количеству существ. Мне уже приходилось приводить свою оценку, согласно которой планета масштаба Земли вполне могла бы вмещать триллион разумных существ — считая и биологических людей, и интеллектуальные машины, и, возможно, неких гибридов. Одновременно развитие цивилизации с неизбежностью потребует выхода человечества за пределы Земли и расселения его в космосе.
В симбиотической техно-биологической системе будущего человек будет занимать важнейшее место. Он станет своего рода посредником между биосферой и техносферой. Животные импульсы человека — гнев, радость, интерес, отчаянье и жажда познания — сохранят свою ключевую ценность. Человеческое проживание опыта будет представлять собой неиссякаемый источник данных для цифровых машин. И как самое адаптивное существо планеты, распространившееся на все экосистемы мира, человек сможет покорить и неземные, пока неизведанные миры.
Ранее опубликовано на: https://stimul.online/articles/sreda/trillion-razumnykh-sushchestv/
Печать