Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – о резонансном решении суда по иску кандидата против избиркома в ХМАО.Один из типовых сценариев по «сносу» кандидата с выборов «по подписям» выглядит так. Избирательный штаб пыхтит, укрощает логистику и совершает организационные подвиги, собирая необходимые для регистрации подписи избирателей. Затем собранный подписной капитал с гордостью сдается в избирком, где его обнуляет «административный джокер» — заключение эксперта-почерковеда (лучшие люди профессии их еще зовут «графологами»).
Почему это «джокер»? Потому что в большинстве избирательных споров это неперебиваемый аргумент. Что избирком, что суд любят ссылаться на заключение почерковеда как на ультимативно безупречное основание для признания подписей избирателей недействительными. Даже если кандидат приводит самих избирателей-подписантов, которые клятвенно уверяют, что заполняли подписной лист собственноручно. В общем, это уже классика.
Внезапно шаблон порвался в ХМАО. Началось все стандартно — на выборах депутатов Думы города Радужный кандидату, отважно выдвинувшемуся «по подписям», отказали в регистрации. Творить закон и справедливость, не стесняясь, помогало заключение эксперта.
А вот дальше все пошло как-то аномально. Суд, куда кандидат пошел оспаривать отказное решение ТИК, не только внимательно выслушал избирателей, чьи подписи комиссия считала не очень действительными, попросил не путать неоговоренные исправления с особенностями почерка, но и вообще отметил интересное.
«При этом суд принимает также во внимание, что заключение эксперта не является почерковедческой экспертизой, выражает лишь мнение эксперта по представленным подписям в подписных листах.
Эксперт не был предупрежден об уголовной ответственности при составлении данного заключения. Более того, заключение эксперта не имеет перед рабочей группой заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими имеющимися доказательствами».
Суд кандидат выиграл. Позиция устояла вплоть до кассационной инстанции.
Как говорится, хозяйке на заметку. Такие «аномалии» мы любим.
Печать