Фото с сайта:
Official site of the Prime Minister of RA
На вчерашней пресс-конференции в Ереване министру иностранных дел России Сергей Лаврову был задан весьма провокационный вопрос следующего содержания: в 2022 году Азербайджан совершил нападение на суверенную территорию Армении, в частности на город Джермух. Почему со стороны Российской Федерации на это не было соответствующей реакции?
Глава российского внешнеполитического ведомства ответил в присущей ему аргументированной манере, четко и конкретно, отметая всевозможные инсинуации:
«Не знаю, что вы называете „соответствующей реакцией“. Реакция, отвечавшая нашим обязательствам перед Арменией в рамках ОДКБ в частности, последовала. Незамедлительно передовая группа/миссия по ознакомлению с ситуацией ОДКБ во главе с генеральным секретарем отправилась на место, оперативно представила доклад с конкретными, практическими предложениями о том, чтобы направить миссию наблюдателей ОДКБ для стабилизации обстановки. Было расписано количество наблюдателей, вооружение, которое у них должно быть.
Этот доклад рассматривался в октябре 2022 года в Ереване в рамках саммита ОДКБ. Накануне встречи глав государств и правительств министры иностранных дел, министры обороны долго работали, сами редактировали предложения, которые были внесены Секретариатом ОДКБ под председательством А.С. Мирзояна.
В итоге мы достигли консенсуса по всему тексту. Наутро он был представлен на рассмотрение главам государств и правительств. Но в той ситуации согласованный текст по разным причинам армянская сторона предложила отложить — „консенсуса нет“.
Мы согласились, и через какое-то время, уже в ноябре 2022 г., было объявлено про миссию Евросоюза. В Праге было заявлено о том, что позиция относительно принадлежности Нагорного Карабаха теперь на обоюдной основе, — ее подтвердили и Баку, и Ереван, — будет решаться на основе Алма-Атинской декларации 1991 г., в соответствии с которой Нагорно-Карабахская Автономная область является частью Азербайджана.
Это было достаточно неожиданно. Потому что в ноябре 2020 г., в разгар военных действий между Азербайджаном и Арменией, президент России В.В. Путин вместе с премьер-министром Армении Н.В. Пашиняном и президентом Азербайджана И.Г. Алиевым ночью сами редактировали договоренность о прекращении огня. В том документе вопрос о принадлежности Нагорного Карабаха сознательно был оставлен „за скобками“. Это была такая „джентльменская“ договоренность, заключающаяся в том, что статус Карабаха подлежит дальнейшему согласованию между сторонами.
Но произошло то, что произошло. Поэтому не оспариваю возможность наших армянских друзей высказывать критику в отношении той позиции, которую кто-то занял в тот период. Я ответил, что мы делали.
Для более глубокого понимания ситуации вспомню о не одном десятилетии переговоров, которые велись с участием предыдущих администраций в Ереване. Несколько раз казалось, что уже достигли договоренности, но потом они „рассыпались“. Так что критиковать можно. Не критикуют того, кто ничего не делает. Мы как раз старались».
А вот, что писал специальный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц в сентябре 2023 года:
«Степанакерту пришлось пойти на условия, которые можно назвать капитуляцией — вывод техники и полное разоружение. Это означает, что Карабах по факту полностью переходит под юрисдикцию Азербайджана в качестве одного из регионов.
Почему так произошло? Потому что нынешние власти Армении, судя по всему, решили пожертвовать Арцахом ради нового западного пути. Осенью прошлого года премьер республики Никол Пашинян в Праге подписался под тем, что признает границы Азербайджана 1991 года. Все 86000 квадратных километров. А это значит — вместе с Карабахом.
Тогда он его сдал, а не сейчас. Он не стал торговаться, требуя для региона хотя бы автономии в пределах Азербайджана, хотя бы культурной. Просто взял и продал, возложив ответственность за будущее Карабаха исключительно на Россию.
Ну, так и не удивляйся тогда тому, что сегодня его судьбу решали без тебя. Претензии к Москве совершенно неуместны. Возмущенные армяне могут проводить свои акции протеста у посольства Франции или представительства ЕС, которые и подтолкнули Пашиняна к этому решению год назад. Может, даже что-то пообещали, да традиционно кинули.
Как бы то ни было, Азербайджан провел операцию на своей земле даже не с точки зрения Алма-Атинской декларации 1991 года, а с точки зрения официального Еревана, который сам сдал Арцах вместе с его жителями. Их сегодня эвакуируют, размещают и кормят российские миротворцы. Немногое, что мы можем сделать в этой ситуации».
В свою очередь, автор телеграм-канала «Товарищ генерал» подчеркивает возмущенно: «Реакция азербайджанской пропаганды на заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереване. Здесь прекрасно все:
Россия сознательно откладывала вопрос статуса Карабаха с 1990-х годов, чтобы сохранить баланс и контроль над регионом;
в соглашении от 9 ноября 2020 года (о прекращении войны) вопрос статуса Карабаха был отложен на будущее именно по инициативе России;
признание Карабаха частью Азербайджана сломало «равновесие», выстроенное Россией — потому что больше не требовался нейтралитет, посредничество или присутствие российских миротворцев.
Вывод: если бы решение принималось Россией, статус Карабаха остался бы неопределённым, российские миротворцы — на месте, а конфликт — «замороженным».
А теперь наш вывод, неоднократно озвученный:
решение Никола Пашиняна признать азербайджанскую принадлежность Арцаха шло абсолютно вразрез с действовавшими на тот момент трехсторонними договоренностями, ослабляло позиции Армении, укрепляло позиции Азербайджана и подрывало позиции России в регионе;
это вновь подтверждают азербайджанские пропагандисты. Но рупоры Пашиняна продолжают выть о том, что именно Россия сдала Арцах врагу.
И как здесь не вспомнить о том, что в сентябре 2022-го Пашинян признавал: он желает подписать документ, за который его команду будут «критиковать, ругать, называть предателями, народ может даже решить отстранить нас от власти».
И предали же! Причем не только Армению и Нагорный Карабах, но и Россию. Ибо команда Пашиняна с самого первого дня нахождения у власти делает все возможное (по команде Лондона и Брюсселя) для того, чтобы ослабить позиции Москвы на Южном Кавказе.
Вот такая черная неблагодарность в ответ на вменяемо-искреннюю политику, стремление помочь дружественному армянскому народу и остановить кровопролитие».
Самвел Демурян
Печать