Автор:
Игорь Михалев / РИА Новости
35 лет назад, 26 марта 1989 года в Советском Союзе прошли выборы народных депутатов, которые принято называть первыми частично свободными выборами в отечественной истории. Вторые «частично свободные» выборы прошли через год после этого — в марте 1990 года своих народных депутатов избрала Россия. В июне 1991 года в России впервые был избран президент; вскоре после этого, задолго до истечения полномочий избранных союзных депутатов, Советский Союз перестал существовать. Следующие общенациональные выборы прошли уже в 1993 году, в новой стране, и были, как считается, свободными уже не частично. «Ъ» напоминает, какой электоральный опыт предшествовал частично свободному волеизъявлению, как оно проходило и к чему привело.
Вторая половина 1980-х стала временем начала реформ. Программа части политических преобразований обсуждалась и была поддержана на XIX партийной конференции КПСС. Предполагалось, в частности, изменить конфигурацию высших органов законодательной власти. В систему возвращался Съезд народных депутатов, которые должны были избрать из своего состава Верховный совет, функционирующий на постоянной основе. 1 декабря 1988 года был принят закон о выборах народных депутатов СССР.
Согласно этому закону, на съезд предполагалось избрать 2250 депутатов — на 750 больше, чем в Верховный совет по брежневской Конституции. Сам Верховный совет должен был теперь стать компактнее — в нем предусматривалось всего 542 места.
На съезде треть депутатов (750) избиралась от национально-территориальных избирательных округов (этот сегмент должен был отобразить сложную национально-территориальную структуру СССР, включавшую союзные республики и автономии).
Вторая треть избиралась от территориальных избирательных округов с равной численностью избирателей.
Наконец, третья часть должна была состоять из 750 представителей общественных организаций. 100 мандатов в этом сегменте по закону автоматически предоставлялись КПСС: партия выдвинула кандидатов в эту часть списка в январе 1989 года и утвердила их на пленуме в марте. Еще 100 депутатов направляли профсоюзные организации, по 75 — комсомол, Комитет советских женщин и Всесоюзная организация ветеранов войны и труда. 100 депутатов на съезд направляли кооперативные организации — подразумевались главным образом колхозы и потребительские кооперативы (закон о кооперации, приоткрывший перед советскими гражданами некоторые возможности частного предпринимательства, был принят 26 мая 1988 года и с 1 июля того же года вступил в силу). Еще по 75 депутатов на съезд направляли научные общества во главе с Академией наук, творческие союзы (архитекторов, журналистов, кинематографистов, писателей, композиторов и даже дизайнеров) и «другие общественные организации, имеющие общесоюзные органы» (ДОСААФ, Красный Крест, общество «Знание», фонд мира, детский фонд имени Ленина и другие, включая Всесоюзное добровольное общество любителей книги, Всесоюзное общество борьбы за трезвость, Всесоюзное общество филателистов и Общество друзей кино СССР).
Этот третий, общественный сегмент представлял собой своеобразного «троянского коня»: с одной стороны, он как бы вводил в состав съезда «третий сектор», представителей гражданского общества, причем КПСС со своей сотней мандатов как будто бы не тянула одеяло на себя и приглашала к участию чуть ли не всех желающих.
С другой — ничто не мешало профсоюзам, членам Комитета женщин или активистам ДОСААФ делегировать на съезд членов КПСС, в том числе тех, у кого могли возникнуть проблемы с избранием в округах. В итоге из 2249 избранных депутатов членами КПСС и кандидатами в члены КПСС оказались 1957 человек (87%). Беспартийных оказалось 292. Соотношение оказалось формально более благоприятным для коммунистов, чем по итогам выборов 1984 года: тогда КПСС получила 71,4% мест в Верховном Совете. 399 округов из 1500 остались безальтернативными.
Материал полностью
здесь.
Печать