Фото с сайта:
t.me/pax_europaea/202
Как и
ожидалось, коалиционные переговоры в Норвегии выдались сложными,
сообщает ТГ-канал Pax Europaea.
Премьер-министру Йонасу Стёре пришлось впервые в истории опираться на широкий левый блок, налаживая сотрудничество с ранее нерукопожатными силами — зелёными и ультралевыми из Rødt. В результате за одним столом оказались люди с диаметрально противоположными взглядами, а споры из-за бюджета на 2026 год чуть не привели к отставке правительства.
Главным камнем преткновения стал климатический вопрос, который является одинаково принципиальным для зелёных (MDG) и правящих социал-демократов (Ap). Если первые выступают за поэтапный отказ от добычи полезных ископаемых, то правительство Йонаса Стёре рассматривает нефть и другие ресурсы как ключ к благополучию Норвегии, рассчитывая в будущем нарастить добычу. Аналогичной позиции придерживается популистская «Партия центра», опирающаяся на консервативный сельский электорат. Её лидер Трюгве Ведум отказался даже обсуждать климатические инициативы, которые могут ударить по фермерам.
Одним из ключевых пунктов бюджета должна была стать добыча полезных ископаемых с морского дна — передовой проект, продвигаемый правительством Йонаса Стёре. Однако эта инициатива столкнулась с ожесточённой критикой со стороны зелёных, которые указывали на потенциальный вред морским экосистемам и называли проект своей «красной линией». Не сумев добиться отказа от него в ходе переговоров, MDG совместно с социалистами объявила о выходе из дискуссии. Вскоре демарш принёс свои плоды — социал-демократы согласились наложить мораторий на добычу глубоководных ископаемых, и уже сегодня бюджет был принят.
Ещё один компромисс, на который пришлось пойти правительству, касается Палестины. Реагируя на летний скандал, Социалистическая партия (SV) требовала от пенсионного фонда полностью отказаться от инвестиций в Израиль. Подобные меры не были приняты из-за риска разочарования со стороны инвесторов, но в качестве компенсации правительство согласилось выделить 1 миллиард крон на помощь сектору Газа. К тому же, в рамках бюджета Норвегия обязалась проверять, не идут ли её деньги на «нарушения международного права» в Палестине.
Такая капитуляция перед требованиями радикалов наносит серьёзный репутационный ущерб правительству: поддержка Ap за два месяца уже упала с 28% до 23%, подстёгивая рост правых сил. Малые левые партии отчасти вышли победителями из заварушки — они смогли добиться принятия самого левого бюджета за XXI век, заставив Стёре выполнить свои ключевые требования. Однако такое разношёрстное и нестабильное правительство по-прежнему вызывает сомнения — способно оно контролировать ситуацию в стране или нет.
Печать