Портал разработан и поддерживается АНО "Центр ПРИСП"
Меню
27 мая 2026, 10:42

Налоговая дисциплина в России вышла на новый уровень

 
С 2026 года налоговая дисциплина в России вышла на новый уровень: из-за изменений в статьях 46 и 76 НК РФ ФНС получила механизм мгновенной блокировки расходных операций при любом отрицательном сальдо Единого налогового счета (ЕНС). Банки ежедневно сверяются с публичным реестром решений о взыскании задолженности и приостанавливают операции в пределах суммы долга.

Как поясняет старший партнер АБ «Яблоков и партнеры» кандидат юридических наук Марина Жирова, раньше налоговый конфликт мог оставаться внутренней историей, а теперь данные о просрочках видят инвесторы и держатели облигаций.

Кроме того, с 1 апреля 2026 года вступил в силу режим публичности. До этой даты данные о задолженности юрлиц публиковались поквартально, теперь ежемесячно.

«Для рынка облигаций это означает перевод налоговой проблемы эмитента из категории “внутренней истории” в категорию постоянного публичного сигнала», — поясняет Владимир Ребо, учредитель юридической компании «Ребо Групп».

Особенно остро это ударило по компаниям с облигациями: блокировка по ст. 76 НК запрещает расходные операции, а по ст. 855 ГК РФ купонные выплаты относятся к пятой очереди платежей, тогда как налоги — к третьей. В итоге эмитент не может расплатиться с держателями, что вызвало волну технических дефолтов в 2026 году. Пример — ПАО «ЕвроТранс»: в феврале ФНС приостановила операции на 223,4 млн рублей (менее 0,1% годовой выручки). Долг погасили за выходные, но за два дня облигации обвалились на 6–19%, акции теряли до 2,3%.

«Облигации компании в первые два торговых дня после новости обвалились в диапазоне от 6 до 19 процентов к цене закрытия пятницы. Акции теряли в моменте до 2,3 процента», — описывает последствия Илья Русяев, директор юридической компании «Русяев и партнеры».

Это была не доначисленная по результатам проверки сумма, а текущая задолженность, которая в прежней модели взаимоотношений между инспекцией и крупным налогоплательщиком закрывалась бы в рабочем порядке без блокировки.

Блокировка счетов по ст. 76 НК РФ применяется в трех базовых случаях:
- отрицательное сальдо единого налогового счета с восьмидневным сроком на добровольную уплату;
- непредставление декларации в течение 20 рабочих дней после установленного срока;
- нарушение правил электронного документооборота.

Кроме того, для налогоплательщиков в 10 раз увеличился порог входа в судебный процесс для оспаривания обеспечительных мер: с сентября 2024 года госпошлина за заявление о принятии обеспечительных мер в арбитражном суде по налоговому спору выросла с 3 тыс. до 30 тыс. рублей.

Как же компаниям-эмитентам решать проблему, если она уже возникла?
В сложившейся арбитражной практике есть три ключевых основания для признания решения о приостановлении операций незаконным, поясняет Владимир Ребо:
1. В решении не указано конкретное основание (например, какая декларация и за какой период).
2. Нет недоимки или сальдо ЕНС посчитано с ошибкой.
3. Приостановление наложено на сумму, превышающую долг (несоразмерность). При успешном оспаривании, согласно п. 9.2 ст. 76 НК РФ, в теории налогоплательщик имеет право на проценты по ставке рефинансирования Центрального банка за каждый день незаконного приостановления.

Жалобы в вышестоящий налоговый орган можно подавать в течение одного года со дня вынесения решения. Заявление в арбитражный суд — в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении.

Эксперты советуют ежедневно мониторить сальдо ЕНС, заранее открыть кредитную линию под налоговые риски и при получении акта проверки ходатайствовать о замене обеспечительных мер на банковскую гарантию. Повторное появление эмитента в публичном реестре блокировок ФНС в течение 12 месяцев — основание пересмотреть позицию по его бумагам независимо от доходности.
Печать
О чем Владимир Путин говорил с Дональдом Трампом23:00Ассоциацию «Охрана природы» исключили из реестра иностранных агентов22:57Резидент ТОР «Хабаровск» начнет выпускать комплектующие для самолета Ил-114-30022:45Трамп заявил об «очень успешном» разговоре с Путиным22:34На выборах президента Болгарии ожидают низкую явку22:21Председатель УИК из Алешкинского МО погибла в результате атаки БПЛА22:08Суд в Петербурге оштрафовал Николая Рыбакова на 1000 рублей21:55Проект Молодежного парламента обсудили в Воронежской облдуме21:42Комплексное развитие Читы позволит решить вопрос аварийного жилья21:30Россия предложила создать в рамках МПС группу «БРИКС+»21:18Черногория выдворит основателя «Рыбаря» Михаила Звинчука и его коллег21:06Беспрозванных собирает оргкомитет для стройки филиала наццентра «Россия»20:56Чернышенко - о поручениях Президента по созданию суверенных ИИ-инструментов20:43Молодежный избирком Петербурга принял участие в работе международного круглого стола20:30Липецкая область — в лидерах рейтинга проектных офисов в стране20:16Глава Тывы заявил, что храм «Устуу-Хурээ» будет отстроен заново20:009 октября - День разгрома немецко-фашистских войск в Битве за Кавказ19:36Астраханская область стала регионом органического производства19:20Алексей Беспрозванных открыл Балтийский бизнес-форум19:10Губернатор обозначил ряд важных задач новому составу ЗС Приамурья18:50Протестующие во Франции пожаловались на произвол полиции18:39В Калужской области проходит семинар руководителей юнармейских центров18:08Губернатор Курской области обсудил в Москве бюджет и юбилей города Курска17:49В Магадане прошло заседание рабочей группы по сотрудничеству с Белоруссией17:39Награда за смелость и маленькая радость17:26В министерстве образования Красноярска прокомментировали жалобы школьников17:07Своя нейросеть для школы: что предложил Путин17:04Жители Екатеринбурга представят проекты инициативного бюджетирования16:50
E-mail*:
ФИО
Телефон
Должность
Сумма 2 и 2 будет

Архив
«    Октябрь 2026    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031