Майк Хакаби https://t.me/mir_conflict/4124
Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП
Олег Иванов – об опасном прецеденте подмены общепризнанных норм международного права
теологическими концепциями.
В интервью журналисту Такеру Карлсону посол США в Израиле Майк Хакаби заявил о «библейском праве» Израиля на территории, включающие Иорданию, Сирию, Ливан, Ирак и Саудовскую Аравию, фактически призвав к перекройке карты Ближнего Востока.
Американский дипломат сделал скандальное заявление, которое дипломатические нормы предписывают оставлять за закрытыми дверями, — он публично поддержал идею расширения израильской территории до «библейских границ» от реки Нил до Евфрата. В разговоре с Такером Карлсоном, чье интервью было опубликовано 20 февраля 2026 года, Хакаби фактически дал «зеленый свет» самым радикальным экспансионистским кругам Израиля.
В ходе интервью Карлсон напомнил эпизод из Библии (книга Бытия 15), где Бог обещает Аврааму землю «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата». Журналист уточнил, что в современной географии эта территория включает Израиль, Иорданию, Сирию, Ливан, а также значительные части Саудовской Аравии и Ирака.
На уточняющий вопрос Карлсона, действительно ли посол считает, что Израиль имеет право на эти колоссальные территории, Хакаби подтвердил: «Было бы прекрасно, если бы они забрали всё».
Позже, когда скандал начал набирать обороты, дипломат попытался смягчить свои слова, назвав их «отчасти гиперболой» и заявив, что Израиль не просит эти земли и не стремится их захватить. Однако, как справедливо заметил сам Карлсон в интервью, прозвучавшие слова трудно интерпретировать иначе, чем поддержку территориальной экспансии.
Заявление Хакаби нельзя рассматривать в вакууме — это прямая поддержка идеологии так называемого «Великого Израиля» (Eretz Yisrael HaShlema), которая давно культивируется в ультраправых и религиозно-сионистских кругах.
Однако международное право, в отличие от богословских постулатов, оперирует несколько иными категориями. Устав ООН запрещает приобретение территории военной силой, а резолюции Совбеза неоднократно подтверждали незаконность израильских поселений на оккупированных территориях.
Интерпретация Хакаби, которую он озвучил с дипломатическим статусом, представляет собой опасный прецедент подмены общепризнанных норм международного права теологическими концепциями.
Заявление Хакаби перекликается с риторикой премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который в августе 2025 года заявлял, что чувствует «глубокую привязанность» к идее Великого Израиля и видит себя на «исторической и духовной миссии», включающей «поколения евреев, которые придут после нас».
Особую тревогу вызывает тот факт, что в том же интервью Хакаби, по сути, подтвердил наличие у Израиля ядерного оружия, оправдывая это необходимостью сдерживания иранской угрозы. На вопрос Карлсона, почему США «нормально относятся к тому, что у Израиля есть ядерное оружие», посол не стал опровергать этот факт, а вместо этого перевел разговор на опасность иранской ядерной программы.
Майк Хакаби может называть свои слова «гиперболой» сколько угодно, но сказанное официальным представителем Соединенных Штатов уже прозвучало. И прозвучало оно как благословение самым радикальным силам в Израиле, которые давно вынашивают планы, выходящие далеко за пределы «зеленой черты» 1967 года.
Печать