Экономический обозреватель журнала «Монокль», ведущий канала «Графономика», эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о геополитической ситуации вокруг Ирана.Иран исчез из новостной повестки, однако, очевидно, это временное явление. Страну «взяли в оборот», и в ближайшие дни начнётся новый накат на Исламскую Республику Иран (ИРИ).
Целый авианосец «Авраам Линкольн» не зря тащится через полпланеты на Ближний Восток. А ведь цена перегонки авианосца — огромна: до 8 млн долларов в день. То есть просто переброска посудины из Тихого океана до Персидского залива заняла неделю и не менее 50 млн долларов. К этой сумме нужно прибавить группу сопровождения кораблей поменьше, переброску американских истребителей, военно-транспортных самолётов и ракетных эсминцев. В общем, просто сбор «кулака» — это несколько сотен миллионов долларов. А ведь ещё ничего не началось.
Впрочем, неминуемость очередного наката от США понимают как иранские власти, так и экономические и военно-политические партнёры Ирана. Основной торговый партнёр ИРИ — Китай — готовится к противостоянию. Очевидно, готовятся к «заварухе» и российские спецы. Из прошлогодней двенадцатидневной войны сделаны выводы. Особенно в дырах ПВО.
Но пока сохраняется шанс и на дипломатическое регулирование. Среди местных крупных игроков в status quo заинтересованы ОАЭ и Турция.
ОАЭ — главный бенефициар санкционного давления на Иран. Это местный «отбеливатель» иранской внешней торговли. Во многом благодаря иранским капиталам ОАЭ и состоялся как ближневосточный офшор. Для Ирана ОАЭ — это Кипр для российской экономики 90-00-х годов. Падение режима аятолл, или, ещё хуже, снятие санкций Совбеза ООН лишит ОАЭ огромного денежного потока. В общем, отказаться от жирного пирога арабы не захотят, поэтому будут пытаться договориться и с США, и с Израилем.
Второй крупный актор местной политики — Турция, также заинтересована в сохранении как есть. Иран — крупный поставщик газа в республику, реальная альтернатива поставкам «Газпрома». То есть вопрос энергетической безопасности. Другой мотив — курды. Появление Иранского Курдистана — это пролог к организации и Турецкого Курдистана. Конечно, турки будут защищать целостность Ирана, и даже если начнётся большая война и распад Персии, турки непременно войдут войсками и постараются взять под военный контроль весь северо-запад страны. Нефти там немного, а вот курды живут (и бунтуют).
Схожие мотивы и у Ирака. Иран — поставщик газа и мазута на местные ТЭС. Ну и, конечно, курды для иракских властей — это тоже кость в горле. Хотя субъективности у нынешней администрации Ирака заметно меньше, чем у властей Турции или ОАЭ. Но свою лепту в защиту целостности Ирана и правления аятолл может внести и соседний Ирак.
Печать