Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о том, что Дания и ее ключевые европейские союзники столкнулись с беспрецедентным экономическим давлением со стороны США.Президент Дональд Трамп объявил о поэтапном введении пошлин на все товары из восьми стран, напрямую связав их с требованием о продаже США датской автономии — Гренландии. Эта угроза, названная в Европе «беспрецедентной эскалацией», грозит новой торговой войной и ставит под удар единство НАТО.
Трамп заявил, что с 1 февраля 2026 года на все товары, экспортируемые в США из Дании, Норвегии, Швеции, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландов и Финляндии, будет наложена таможенная пошлина в 10%. Если требования не будут выполнены, с 1 июня пошлина вырастет до 25%.
Сборы будут действовать «до тех пор, пока не будет достигнута сделка о полном и окончательном приобретении Гренландии».
Трамп обосновал свои действия интересами национальной безопасности, заявив, что Китай и Россия «хотят завладеть Гренландией», а Дания неспособна её защитить. В качестве аргумента он привёл якобы о наличии у Гренландии лишь «две собачьи упряжки».
Заявление Трампа — не спонтанная акция, а кульминация нарастающего конфликта.
14 января в Вашингтоне прошли переговоры между датскими, гренландскими и американскими представителями, которые завершились безрезультатно. Стороны констатировали «в корне различающиеся позиции».
Непосредственным поводом для тарифов стали действия европейских союзников Дании. 15 января Германия, Франция, Швеция, Норвегия и другие страны направили в Гренландию небольшие группы военных. Цель — участие в разведывательной миссии «Арктическая стойкость» для подготовки будущих учений и демонстрации поддержки. Трамп расценил это как «очень опасную игру».
Ситуация выходит за рамки двустороннего спора, угрожая основам западных альянсов.
Американская торговая угроза, связанная с территориальными притязаниями к союзнику, не имеет современных аналогов. Европа демонстрирует единство в противостоянии давлению. Итогом этого кризиса, независимо от того, будут ли введены пошлины, станет глубокая трещина в трансатлантических отношениях, последствия которой может изменить расклад сил в мире.
Печать