Политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Павел Склянчук – о проблемах с наименованием и нумерацией законопроектов.Валентина Матвиенко вслед за мной обратила внимание на многоэтажное наименование законопроекта о такси.
Задача удобоваримого юридического нейминга решается на нескольких уровнях:
- подстрочник (пояснение к инициативе в скобках к названию, обычно безликому «О внесении изменений…»), дают сами инициаторы или комитет
- пресс-релиз, пояснительная записка авторов: иногда (не всегда) инициаторы пытаются придать короткий смысл тому, о чём их проект
- журналисты: публикации в СМИ переиначивают сложный документ в короткую формулу заголовка (или, например, дают именную принадлежность (самое известное пакет Яровой)
- GR-нейминг «для своих» (например, закон о платформенной экономике абсолютно все называют законом о маркетплейсах)
- ну и народное творчество: здесь соревнуются как сторонники, так и противники идей, каждые пытаясь навесить свои ярлыки (примеры вспомните сами)
Полностью согласен с Валентиной Ивановной, наименование законопроектов - это их бренд, который закрепляется в общественной памяти.
Вот сейчас подводят итоги 2025 года: принято 588 федеральных законов, вспоминаются (запомнились) только те, у которых были лаконичное, яркое и понятное название.
Ещё бы что-то с идентификаторами законопроектов сделать. Скоро они станут по длине как номера телефонов.
Резюме для законотворцев: вносите законопроект, заранее позаботьтесь о том, как его будут называть. Иначе за вас это сделают другие.
Печать