Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, автор телеграмм-канала «Мир как конфликт», эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о финансовых проблемах Украины.США на встрече министров финансов G7 дали понять, что после выплаты последнего транша ранее утвержденного крупного кредита в рамках G7 они планируют остановить финансирование Украины.
Параллельно США пытаются повлиять на ЕС, выступая против прямого изъятия замороженных российских активов в пользу Украины, предлагая вместо этого использовать их как рычаг в будущих мирных переговорах.
Также Япония четко отказалась от плана ЕС по использованию замороженных российских активов в качестве обеспечения для предоставления Украине «кредита на возмещение ущерба». Япония сослалась на юридические проблемы и согласовала свою позицию с США.
В 2026 году Украина может столкнутся с очень серьезными финансовыми трудностями.
Верховная Рада Украины приняла государственный бюджет на 2026 год с дефицитом в 1.9 трлн гривен (около 47.5 млрд долларов США).
Около половины бюджета (2.81 трлн гривен) будет направлено на безопасность и оборону. По данным за январь-август 2025 года, военные расходы уже составляли 62.8% от общих государственных расходов.
Правительство Украины ожидает, что для покрытия дефицита в 2026 году потребуется более 2 трлн гривен (около 50 млрд долларов США) внешнего финансирования, что уже заложено в бюджетные планы.
Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС планирует выделить Украине около 90 млрд евро финансовой поддержки в 2026-2027 годах, чтобы покрыть примерно две трети ее потребностей в финансировании.
Однако данный план финансирования сталкивается с серьезными препятствиями. В рамках нового пакета помощи ЕС предложил использовать замороженные российские активы в качестве обеспечения для предоставления Украине «кредита на возмещение ущерба» на сумму до 140 млрд евро. Однако этому противостоят Бельгия и некоторые государства-члены, опасающиеся юридических рисков и ответных мер со стороны России. Переговоры внутри ЕС продолжаются, цель — достичь соглашения до саммита 18 декабря.
Печать